Социотип

В.В.Гуленко, Киев, 03.10.1994.

Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы существуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убедиться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопоставляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная предрасположенность человека мыслить и действовать определённым образом.

Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широкая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы любой природы, стремящуюся восстановить себя при попытках деформации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какой-либо системы взглядов. В этом случае пользуются также термином «интегральный тип».

Понятие типа психики соционика взяла у К.Г.Юнга \” основоположника практической типологии личности. Юнг является истинным открывателем типности психики,поскольку он описал структуру типа, его основные компоненты \” психологические функции, дал примеры наблюдательной диагностики.

Согласно Юнгу, психологический тип \” это способ адаптации личности к окружающей действительности, в ходе которой одна из четырёх психических функций занимает доминирующее положение, а противоположная ей \” подчинённое. Доминирующей функцией человек сознательно управляет, а подчинённая функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим человеком. Формируется вполне определённая установка сознания и противоположная, носящая компенсаторный характер установка бессознательного, совместные действия которых и образуют тип психики.

Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А.Кемпински, автор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: «Структура информационного метаболизма должна обладать определённым постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой \” с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями». Таким образом, социотип \” это константа личности, её стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой оболочки. Разрушение этого ядра ведёт к невротизации личности.

В социоанализе тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитической трактовке подошел В.Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направленные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип \” это рефлексивная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достигнем интересующей нас глубины.

Человек в статике, как внешне, так и внутренне \” это нулевое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнёров, обменивается информацией, проявляет эмоции \” это первое измерение личностного пространства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются \” его двигательные и эмоциональные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.

Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он «ведет» себя. Речь идёт о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все ещё человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь \” условие, без которого самим собой управлять нельзя, \” обрывается. Можно с уверенностью утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения.

Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга профили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая структура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ведущий архетип \” самость.

  1. Логико-сенсорный экстраверт, или «Управитель».
  2. Логико-интуитивный экстраверт, или «Предприниматель».
  3. Логико-сенсорный интроверт, или «Инспектор».
  4. Логико-интуитивный интроверт, или «Аналитик».
  5. Этико-сенсорный экстраверт, или «Энтузиаст».
  6. Этико-интуитивный экстраверт, или «Наставник».
  7. Этико-сенсорный интроверт, или «Хранитель».
  8. Этико-интуитивный интроверт, или «Гуманист».
  9. Сенсорно-логический экстраверт, или «Маршал».
  10. Интуитивно-логический экстраверт, или «Искатель».
  11. Сенсорно-логический интроверт, или «Мастер».
  12. Интуитивно-логический интроверт, или «Критик».
  13. Сенсорно-этический экстраверт, или «Политик».
  14. Интуитивно-этический экстраверт, или «Советчик».
  15. Сенсорно-этический интроверт, или «Посредник».
  16. Интуитивно-этический интроверт, или «Лирик».

Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей аналитичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту поведения соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их следует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в соционической типологии ещё предстоит выработать.

 

Технологически социотип образуется как совокупность четырёх юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью Коммуникативное пространство). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсорность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четырем парам признаков образуются шестнадцать социотипов:

ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЛОГИКА ЭТИКА ЛОГИКА ЭТИКА
ЭКСТРА ИНТРО ЭКСТРА ИНТРО ЭКСТРА ИНТРО ЭКСТРА ИНТРО
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Оставьте комментарий