Соционические дихотомии

Соционические дихотомии

С 80-ых годов 20-го века сначала в научном, а потом и в околонаучном обиходе распространилось представление о межполушарной асимметрии мозга. Начало таким представлениям было положено исследованиями С. Спрингера и Г. Дейча[1]. Нынче такие представления просочились уже и в журналы для домашнего чтения. Пожалуй, эти представления можно признать уже чем-то тривиальным. С точки зрения этой концепции у правшей левое полушарие головного мозга человека мыслит дробно, а правое – целостно. Тогда же обнаружилось, что у каких-то людей преобладают в мышлении конкретные образы, а у каких-то – абстрактные понятия. Для объяснения таких фактов предложили гипотезу о доминантности полушарий. Т.е. у тех правшей, кто мыслит преимущественно образами, доминирует правое полушарие, а у тех, кто мыслит понятиями – левое. Такие представления неплохо согласуются с материалом, накопленным в рамках разнообразной соционической деятельности.

Нальность

 

Вертность

Перейдём теперь к подробному описанию соционических аспектов.

Дух – Направленность на проявление во времени

Гармония – внутренняя непротиворечивость (целостность) – интровертная ("белая") интуиция (Целостные (иррациональные) аспекты)

Ценности:

Идеал: Взаимная пригнанность, прилаженность частей в составе целого, целесообразность при вполне допустимой внешней невзрачности.

Начинания – пока не созданы минимально приемлемые условия для успешного протекания процесса, начинать нельзя.

  • Чёткое представление начальной сцены.
  • Процессуальное восприятие времени.
  • Вовремя обронённая "последняя капля" для почина: "Поехали!"
  • Целостное время: настоящее на фоне вечности.
  • Любое дело можно отложить и потом продолжить при возникновении подходящих условий.
  • Выращивание потенциалов и их перенаправление в нужные русла. Управление ходом событий.
  • Пренебрежение внешним во имя внутреннего.
  • Контроль над ситуацией.

Антиценности:

  • Внешняя непротиворечивость в ущерб внутренней.
  • Необходимость завершения дел к сроку, продиктованному внешними обстоятельствами, невзирая на отсутствие стартовой готовности.
  • Внешняя завершённость, невзирая на возможные внутренние напряжения.
  • Требования чёткого представления завершающей сцены.
  • Хронологическое восприятие времени.
  • Необходимость все дела делать в соответствии с временным графиком.
  • Пренебрежение внутренним во имя внешнего.

Красота – внешняя непротиворечивость (целостность) – экстравертная ("чёрная") интуиция (Целостные (иррациональные) аспекты)

Ценности:

Идеал: Внешняя завершённость, отточенность при вполне допустимых внутренних напряжениях.

Завершения – к сроку, продиктованному внешними обстоятельствами, надо успеть всё сделать, стартуя в тех условиях, какие есть.

  • Чёткое представление заключительной сцены.
  • Хронологическое восприятие времени.
  • Последний штрих, заключительный аккорд.
  • Дробное время: временные русла с чётко размеченными временными промежутками.
  • Все дела надо делать в соответствии с временным графиком.
  • Необходимость вписываться в уже существующие временные промежутки.
  • Пренебрежение внутренним во имя внешнего.

Антиценности:

  • Взаимная пригнанность, прилаженность частей в составе целого, целесообразность в ущерб внешней непротиворечивости.
  • Откладывания начинаний из-за отсутствия минимально приемлемых начальных условий для успешного протекания процесса.
  • Требования чёткого представления начальной сцены.
  • Процессуальное восприятие времени.
  • Откладывание дел на потом, несоблюдение графика работ из-за отсутствия условий. Работа "по вдохновению".
  • Пренебрежение внешним во имя внутреннего.

Плоть – Направленность на проявление в пространстве.

КАЧЕСТВО – интровертная ("белая") сенсорика (Целостные (иррациональные) аспекты)

Ценности:

  • Индивид сам применяет силы по мере необходимости.
  • Ритмичность, равномерность распределения усилий.

Интенсивное освоение пространства (вглубь)

  • Статичность. Покой. Мало. Пассивность. Мягкость.
  • Прибранность, опрятность, чистота, аккуратность, тщательность, изысканность, утончённость, элегантность, грациозность, пластичность, гибкость, уступчивость, податливость.
  • Декоративность. Пасторальность. Камерность.
  • Достаток – оптимум. Умеренность. Бережливость.
  • Изящество.
  • Тщательное обустройство и защита своего участка пространства (это моё).
  • Гедонизм – здоровая жизнь без перегрузок.
  • Демократизм.

Антиценности:

  • Непредсказуемое проявление силы.
  • Взрывчатость, неравномерность распределения усилий.
  • Экстенсивное освоение пространства (вширь).
  • Требование динамичности, активности, твёрдости (жёсткости).
  • Необходимость проявлять напор, силу, могущество, агрессивность, воинственность, властность, деспотизм, грубость, подвижность, стремительность, размах, энтузиазм, воодушевление.
  • Монументальность. Грандиозность. Величие.
  • Всевозможные чрезмерности. Расточительность. Роскошь.
  • Захватнические порывы, собственнический подход ко всему вокруг (всё моё).
  • Деспотизм – нескончаемая борьба за власть, первенство и пр. под.
  • Авторитаризм.

КОЛИЧЕСТВО – экстравертная ("чёрная") сенсорика (Целостные (иррациональные) аспекты)

Ценности:

  • Сила уже дана и она сама решает когда ей проявиться.
  • Взрывчатость, неравномерность распределения усилий.

Экстенсивное освоение пространства (вширь)

  • Динамичность. Бодрость. Активность. Твёрдость (жёсткость).
  • Напор, сила, могущество, деятельность, доминантность, агрессивность, воинственность, властность, деспотизм, грубость, подвижность, стремительность, размах, аврал, энтузиазм, воодушевление.
  • Монументальность. Грандиозность. Величие.
  • Изобилие – максимум. Богатство. Расточительность. Роскошь.
  • Захватнические порывы, собственнический подход ко всему вокруг (всё моё).
  • Деспотизм – борьба за власть.
  • При этом чётко соблюдается иерархическая субординация, умение властвовать сочетается с умением подчиняться.
  • Авторитаризм.

Антиценности:

  • Требование сдержанности, применения силы по мере необходимости.
  • Ритмичность, равномерность распределения усилий.
  • Интенсивное освоение пространства (вглубь).
  • Статичность. Покой. Пассивность. Мягкость.
  • Прибранность, опрятность, чистота, аккуратность, тщательность, изысканность, утончённость, элегантность, грациозность, пластичность, гибкость, уступчивость, податливость.
  • Декоративность. Пасторальность. Камерность.
  • Достаток – оптимум. Умеренность. Бережливость.
  • Изящество, утончённость.
  • Тщательное обустройство и защита своего участка пространства (это моё).
  • Гедонизм – здоровая жизнь без перегрузок.
  • Демократизм.

Ум – Направленность на объектную среду

АБСТРАКТНОЕ – интровертная ("белая") логика (Дробные (рациональные) аспекты)

Ценности:

  • Дедукция (объяснение).
  • Природе произвольно можно предписать любые законы и в ней найдётся хоть что-нибудь, соответствующее этим предписаниям.
  • Каждый индивид творит свой собственный уникальный и самобытный мир. В каждом таком мире свои законы, следовательно, истин может быть много. И эти истины могут изменяться.
  • Факты иллюстрируют теорию. Для теории подыскиваются подходящие факты.
  • Понятия и инструкции, нечто общее, относительное.
  • Если теория не может объяснить новый факт, к ней добавляется ряд принципов, объясняющих только этот факт.
  • Риторика, универсальный метод доказательств.
  • Эрудиция, учёба, осведомлённость – отчуждённый опыт.

Антиценности:

  • Индукция (понимание).
  • Представление о том, что законы природы уже даны. Будто бы их можно только познавать, но невозможно придумывать по собственному произволу.
  • Признание, что Мир уже есть. Он един для всех. В нём существуют единые непреложные для всех законы. Истина одна.
  • Требование строить теории на основе фактов. Факты и смыслы, нечто частное, конкретное, абсолютное.
  • Требование перерабатывать целиком теорию до тех пор, пока она не сможет объяснить не только новый факт, но и непротиворечиво объяснить весь класс похожих фактов.
  • Эвристика, универсальный метод решения проблем.
  • Требование во всём полагаться на собственный опыт, избегать отвлечённостей и умозрительностей.

КОНКРЕТНОЕ – экстравертная ("чёрная") логика (Дробные (рациональные) аспекты)

Ценности:

  • Индукция (понимание).
  • Законы природы уже даны. Их можно только познавать, но невозможно придумывать по собственному произволу.
  • Мир уже есть. Он един для всех. В нём существуют единые непреложные для всех законы. Истина одна. Однако у каждого обитателя мира может быть своё представление о нём, отличное от других представлений.
  • Теории строятся на основе фактов. Любая теория есть только попытка описания действительности.
  • Факты и смыслы, нечто частное, абсолютное.
  • Если теория не может объяснить новый факт, она перерабатывается целиком до тех пор, пока не сможет непротиворечиво объяснить весь класс похожих фактов.
  • Эвристика, универсальный метод решения проблем.
  • Познание, экспериментирование, наблюдение – собственный опыт.

Антиценности:

  • Дедукция (объяснение).
  • Представления о том, что природе произвольно можно предписать любые законы и в ней найдётся хоть что-нибудь, соответствующее этим предписаниям.
  • Представления о том, что каждый индивид творит свой собственный уникальный и самобытный мир. Что в каждом таком мире свои законы, следовательно истин может быть много. И эти истины могут изменяться.
  • Утверждение что факты всего лишь иллюстрируют теорию. Представления о том, что для обоснования теории достаточно подыскать некоторые подходящие факты.
  • Понятия и инструкции, нечто общее, относительное.
  • Допустимость того, что если теория не может объяснить новый факт, к ней добавляется ряд принципов, объясняющих только этот факт.
  • Риторика, универсальный метод доказательств.
  • Эрудиция, учёба, осведомлённость – отчуждённый опыт как нечто самодостаточное, без привязки к конкретике повседневных дел.

Душа – Направленность на субъектную среду

ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА К ДРУГИМ – интровертная ("белая") этика (Субъектная этика)

Ценности:

  • Индивидуализм. Индивид сам творит свои отношения.
  • Привычки, причуды – нечто индивидуальное, у каждого своё.
  • Первичность искреннего непосредственного выражения чувств, в сравнении с установленными общественными нормами.
  • Прежние заслуги не дают привилегий. Уважение надо ещё заслужить.
  • Надо относится к другому так, как он того заслуживает. Трудно уважать того, кто не может и не пытается выразить своё отношение, не проявляет своих чувств.
  • Создание тенденций в отношениях и управление их проявлением.

Антиценности:

  • Коллективизм. Совместность деятельности и досуга.
  • Признание, что отношения в обществе уже даны, предписаны и их остаётся только соблюдать.
  • Обычаи, обряды, ритуалы – то, что уже сложилось, так заведено, так принято в обществе.
  • Соблюдение общественных норм, подавление всевозможных проявлений искренних чувств в угоду формальной лояльности.
  • Необходимость оказывать почтение уважаемым членам общества даже вопреки их реальным заслугам.
  • Призывы вести себя так, чтобы заслужить хорошее отношение со стороны других.
  • Обнаружение тенденций в отношениях и своевременное на них реагирование.

ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ К СУБЪЕКТУ – экстравертная ("чёрная") этика (Объектная этика)

Ценности:

  • Коллективизм. Совместность деятельности и досуга. Приоритет общественных ценностей над личными. Конформизм.
  • Признание того, что отношения в обществе уже даны, предписаны.
  • Обычаи, обряды, ритуалы – так сложилось, так заведено, так принято в обществе.
  • Соблюдение общественных норм, подавление всевозможных проявлений искренних чувств в угоду формальной лояльности.
  • Уважаемым членам общества надо обязательно оказывать почтение, независимо от их действительных заслуг.
  • Надо вести себя так, чтобы заслужить хорошее отношение со стороны других. Не подавать виду, если кто-то не понравился, терпеть его присутствие. Проявлять только те чувства, которые одобряются общественными нормами. "Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты"; "Короля делает свита"; "Люди зря не скажут".
  • Обнаружение тенденций в отношениях и своевременное на них реагирование.

Антиценности:

  • Индивидуализм. Когда индивид сам творит свои отношения, мало считаясь со сложившимися в обществе нормами поведения.
  • Привычки, причуды – нечто индивидуальное, у каждого своё.
  • Первичность искреннего непосредственного выражения чувств, в сравнении с установленными общественными нормами.
  • Представление о том, что прежние заслуги не дают привилегий и уважение надо ещё заслужить.
  • Надо относится к другому так, как он того заслуживает. Трудно уважать того, кто не может и не пытается выразить своё отношение, не проявляет своих чувств.
  • Создание тенденций в отношениях и управление их проявлением.

Автор – Павел Кулешов

Оставьте комментарий