СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ – направление социологической науки, сложившееся на стыке социологии и этики. Предметом исследований С.М. является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этическими. Изучаются моральные компоненты жизни общества и индивида, которые формируются и проявляются в сознании социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов социальных процессов. С.М. анализирует закономерности и динамику влияния социальных факторов на особенности образования и развития нравственных процессов и явлений.

Основная цель С.М. – исследовать моральный аспект отношений между социальными группами и индивидами, изучить социальную роль морали, особенности и тенденции ее функционирования в конкретной социальной среде. Объектом С.М. выступают нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность различных социальных групп и их представителей, действующих в сфере, труда, быта, досуга .

В С.М. выделяют методологический уровень исследования, уровни общесоциологической и специальной социологической теории (см.) и уровень прикладных исследований. На методологическом уровне разрабатываются методы и принципы исследования моральных феноменов.

На уровне специальной социологической теории разрабатываются конкретные модели исследования, ведется социологический мониторинг нравственного развития. На прикладном – исследуются различные переменные, характеризующие сферу нравственности, анализируются показатели уровня развития нравственной культуры личности, типы моральных ориентации, суждений и поведения личности, разрабатывается типология моральных субъектов.

С.М. использует весь арсенал сбора, обработки и анализа социологической информации: традиционные методы социологического измерения (опросы, экспертные оценки, контент-анализ, статистические методы, эксперименты), а также некоторые специализированные средства: вторичный анализ, биографический метод, беседа, нестандартизированное интервью.

Проведение социологических исследований моральных проблем общества определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями государства, теоретико-методологическим уровнем разработки социально-нравственных проблем, разработанностью программ и конкретных методик прикладных исследований, наличием подготовленных кадров, имеющих опыт такой работы и способных проводить подобные исследования. Методологические проблемы С.М. разработаны в трудах Л.М. Архангельского, Г.Г.

Квасова, Ф.Н. Щербака, Н.В. Рыбаковой, А.Г. Харчева (см.). Вклад в разработку проблем С.М. внесли белорусские ученые Е.М. Бабосов (см.) (нравственные ориентации молодежи), С.Д. Лаптенок (см.) (моральные основы семейных отношений).

Результаты социологических исследований морали используются при разработке рекомендаций и прогнозов в области нравственного воспитания и развития морали в целом, могут быть использованы органами управления, педагогическими и воспитательными учреждениями для эффективного воздействия на процесс формирования и функционирование общественного мнения.

С.П. Винокурова

Оставьте комментарий