СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА – интегральная социогуманитарная дисциплина, изучающая социальные последствия применения информационных технологий (далее – ИТ) в институциальных и культурных контекстах. Термин “С.И.” введен в употребление в ходе общественных дискуссий в 1996 в США, субституировав собой такие понятия, как “социальные последствия компьютеризации”, “социальный анализ компьютеризации” и “бихевиоральные информационные системы”.
В формировании С.И. как единой системы приняли участие такие ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и др.
В истории развития С.И. выделяется два периода.
В первом (1970-1980-е) акцент был сделан на изучение компьютеризации крупных организаций, а формулировка проблем имела конкретно-ситуационный, прикладной характер. Начавшийся в 1990-х период характеризуется массовой компьютеризацией, распространением сети Интернет и, как следствие, резким расширением проблемного поля С.И. и включением в него таких сравнительно новых вопросов, как удаленное образование, удаленная работа, Интернет-сообщества, электронная коммерция, системы искусственного интеллекта (см.) и др.
На данный момент в С.И. выделились три ориентации: нормативная, аналитическая и критическая. К нормативной ориентации относят исследования, имеющие целью активное воздействие на развитие ИТ путем предоставления достоверных эмпирических данных о возможных последствиях использования ИТ.
К аналитической ориентации относят исследования, направленные на углубление понимания ИТ и их возможных социальных последствий. К критической ориентации относят исследования, цель которых – пересмотр существующих концепций ИТ и рассмотрение последних с новых методологических позиций. Современная С.И. выступает в качестве дисциплины, интегрирующей социогуманитарную и техническую области знания.
А.Д. Шукаев