Сканда
Сканда (древнеинд. Skanda, буквально «Излитый»), в индуистской мифологии предводитель войска богов, иногда осмысляемый как бог войны. Был включён в индуистский пантеон на рубеже новой эры.
О рождении С. существует несколько мифов. По одному из них, С. был сыном Агни и Свахи. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно принимала облик шести жён великих риши.
Соответственно С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами (Мбх. III 213—216; «Сканда-пурана» I 27, 44; «Шива-пурана» II 4, 2). Согласно другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рождённым ради уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы.
При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга, в свою очередь, отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик — звёзд Плеяды, отчего вторым его именем стало Карттикея (Мбх. IX 43—46; Рам. I 36—37; Мат.-пур.
146, 158; «Шива-пурана» II 4, 1 — 2). Со временем С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асуров.
В большинстве мифов С. — юноша (ещё одно его имя — Кумара, «мальчик»): он не женат или имеет женой Девасену — олицетворение небесного воинства; ездовое животное (вахана) С. — павлин, а его постоянные атрибуты: копьё, лук и петух, изображённый на его знамени. Культ С. особенно распространён в Южной Индии, где он был отождествлён с дравидским богом войны Муруганом и чтится под именем Субрахманья («Расположенный и к брахманам»). С. считается также богом — покровителем воров.
Литература
:
Agrawala P. K., Skanda in the purānas and classical literature, «Purana», 1966, v. 7, № 1, p. 135—88.П. А. Гринцер.