Ситуативность—внеситуативность [лат. situatio — положение] — характеристика поведения или психических процессов, отражающая их связь с чувственно воспринимаемой ситуацией. Для ситуативного поведения (как и ситуативных эмоций, желаний, мышления, речи и пр.) характерна устойчивая зависимость от воспринимаемой обстановки, в которой находится субъект. Ситуативные проявления определяются не самим субъектом, а его предметным окружением. Наиболее ярко С. проявляется у детей раннего возраста; она же является одной из главных возрастных характеристик детей до 3-х лет. Поведение маленького ребенка практически целиком зависит от того, что он видит, слышит, чувствует в данный момент. Эмоции детей также крайне ситуативны: частая смена настроений у малышей определяется зависимостью эмоциональных состояний ребенка от ситуативных впечатлений.
Речь в раннем возрасте также прочно связана с наглядной ситуацией: ребенок может говорить только о том, что он воспринимает здесь и сейчас. С развитием речи, внутреннего плана действий, воображения зависимость ребенка от воспринимаемой ситуации постепенно снижается. К 4—5 годам появляются относительно устойчивые цели, которые определяются не наглядной обстановкой, а собственными замыслами или представлениями ребенка. Появляется возможность говорить о предметах и явлениях, отсутствующих в воспринимаемом окружении, а только представляемых.
Благодаря этому становятся возможными внеситуативные формы общения со взрослым. Поведение детей становится также более свободным от окружающих предметов, т. е. более внеситуативным. Развитие внеситуативности поведения тесно связано с развитием произвольности и внутреннего идеального плана. К концу дошкольного возраста С. поведения и психических процессов в основном преодолевается. Сохранение С. в поведении, желаниях, речи ребенка после 6—7 лет может свидетельствовать о задержке психического развития.
Е.О. Смирнова