Синдромный анализ — введенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики. Основой закономерного сочетания нейропсихологических симптомов (или нейропсихологического синдрома) является нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга (или нейропсихологического фактора), поэтому синонимом С. а. является факторный анализ. С. а. — это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий, поэтому синонимом С. а. является также системный анализ. Так, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту — нарушению звукового анализа и синтеза слов — и вторичным дефектам — нарушениям произношения слов, письма и чтения; т. е. к целостному височному синдрому. Введение С. а. в нейропсихологические исследования позволило создать новую клиническую нейропсихологию, не имеющую аналогов за рубежом, и обосновать новую факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий и др.). Термин "синдром" употребляется и в других областях клинической психологии, а также в психиатрии (и других областях медицины) для обозначения совокупности взаимосвязанных в патогенезе симптомов. Однако только в нейропсихологии С. а. означает анализ работы определенных мозговых структур, обеспечивающих осуществление той или иной функции, и направлен на нейропсихологическую диагностику очага поражения мозга. Для С. а. используются клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга.
Е. Д. Хомская