СГИБАНИЯ ПРОВОЛОКИ ТЕСТ

Сгибания проволоки тест — методика для исследования особенностей воображения и мануальной ловкости. Тест относится к одному из наиболее ранних психологических испытаний. Возник в период зарождения психотехники.

Этим тестом пользовались многие известные психологи. Ныне С. п. т. используется в различных модификациях, последней из которых является вариант Линерта (1961, 1967). Испытуемому предъявляются образцы, которые ему следует сделать из проволоки, соблюдая форму и точность исполнения. Тест состоит из одной задачи для обучения и двух задач для выполнения. Время решения каждого задания ограничено.&nbsp

;Оценка результата сравнительно сложна и требует определенного опыта. Согнутая проволока оценивается по шести параметрам: соблюдение плоскости, длина линий, правильность углов, параллельность линий, правильность дуг и общее исполнение. По успешности выполнения начисляются баллы от 1 до 3. Первичные оценки представляют собой сумму полученных баллов.

Эта оценка переводится в шкальные оценки в виде процентилей, станайнов и некоторых других видов оценок в зависимости от модификации теста. В окончательном продукте испытуемого отражается его мануальная ловкость, а также некоторые характеристики творческой деятельности. Факторный анализ показал, что тест затрагивает особенности тонкой двигательной координации, способности к импровизации, есть основания утверждать о наличии связи результатов С. п. т. с некоторыми аспектами практического интеллекта. Методика пригодна для обследования лиц в возрасте от 14 до 17 лет, допускает групповое и индивидуальное обследование. Связь С. п. т. с факторами интеллекта подтверждается специальным анализом конструктной валидности.

>Коэффициент корреляции с армейским тестом "Бета" — r=0,37. Коэффициенты корреляции относительно тестов пространственных отношений и общих способностей в пределах r=0,41—0,50, относительно тестов мануальной ловкости — до r=0,46, с тестами технических способностей в диапазоне r=0,31—0,36. Внутреннюю согласованность теста подтверждает корреляция между первым и вторым заданием и общим исполнением теста: r=0,86—0,88. Надежность ретестовая при интервале ретеста в 1 день составила rt=0,78, при интервале ретеста 32 дня — rt=0,86.

Согласно Б. Перихтовой (1976). С. п. т. особенно эффективен в области профориентации и профотбора. Возможно обследование умственно отсталых и лиц, принадлежащих к различных этническим группам.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Оставьте комментарий