Что такое самообразование? Самообразование — это образование, приобретаемое вне образовательных заведений, путем самостоятельного обучения. Характер самообразования предопределяется социально-политическими и общественными условиями.
Самообразование как процесс приобретения знаний тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей.
В чем же заключается эта связь? Для значительной части учащихся 10-11 классов характерна тенденция к постоянному самосовершенствованию, стремление развивать в себе всевозможные качества личности, искоренять отрицательные черты характера и поведения. Таким образом, школьники занимаются самовоспитанием, т.е. воспитанием самих себя. И что самое главное – учащиеся не только ставят определенные цели перед собой, они стремятся и достигают их. При решении поставленной задачи могут быть использованы различные методы и средства. В том числе самостоятельный поиск и обработка знаний посредством чтения дополнительной научно-технической (художественной) литературы, не входящей в обязательную учебною программу. Таким образом, в процессе самообразования у школьников приобретается умение самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний.
Самообразование учащихся – это ключ к решению ряда проблем школьного обучения. Точно известно, что полученные в школе знания, особенно в 10-11 классах, нуждаются в закреплении и детальном углублении. А это значит, что в домашних условиях ученик должен самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, понять новый материал, изложенный в учебниках и других источниках, помимо этого, он обязан выполнить упражнения творческого характера и решить математические задачи.
В последнее время в школе стала популярна новая форма обучения – семинары. Выступающие на семинарском занятии с докладами или рефератами должны качественно подготовиться.
В старших классах вводят систему зачетов. Ее суть заключается в том, что ученик должен повторить пройденный материал и одновременно привлечь дополнительную литературу к самостоятельному изучению.
Следует помнить – школа дает только основу науки. Она не может дать учащимся тех знаний, которые будут им необходимы в практической деятельности. И если кто-то из учеников может подумать, что ему хватит школьных знаний и больше не придется их совершенствовать, то стоит однозначно сказать, что он заблуждается.
Писарев Д.И. утверждал, что надо учиться в школе, и гораздо больше надо учиться при выходе из нее. Кроме того, второе учение по многим критериям (влиянию, результатам и др.) несоизмеримо важнее первого.
Что же заставляет людей двигаться вперед, работать над собой, увеличивать свои знания и расширять свои возможности? Ответ прост! В наше время наука и техника не стоят на месте, а производство непрерывно растет. В связи с чем просто необходимо развиваться и повышать свое самообразование. Объем знаний, необходимый каждому, с каждым годом увеличивается. По мнению ученых, знания, которыми владеет человечество, увеличиваются в два раза каждые 10 лет. В связи с этим любой специалист, неважно какими знаниями обладавший ранее, который хочет соответствовать современному уровню науки и техники, должен постоянно модифицировать свое самообразование.
Подводя черту, нужно сказать, что человек, вооруженный знаниями, делает богаче свой внутренний мир и приносит больше пользы окружающим его людям. Кроме того, сегодня просто невозможно найти свое место в жизни без дополнительных знаний. Т.е. самообразование одинаково необходимо «токарю и ученому, врачу и доярке, юноше, вступающему в жизнь, и ветерану, убеленному сединами».