Родители и дети. Куда ведёт эта дорога, если она не ведёт к храму?

Дорогу осилит идущий.

Отправляясь в путь, один Путник не знал, куда ему идти. Куда глаза смотрят, решил он. Сколько лет прошло, сколько пар обуви было сношено, сколько верст было пройдено, никто не знает. Куда пришёл этот Путник или в пути до сих пор? Путь ли это? Или это скитания? По земле и жизни… Одно в этой истории очевидно и несомненно – Путник по ходу пережил много разных, ярких и не очень, весёлых и не очень, интересных и не очень впечатлений. Познакомился и подружился со многими людьми, получил бесценный и богатый опыт. Если за этим отправлялся в путь – жизнь удалась.

Отправляясь в путь, второй Путник решил совершить паломничество в Храм. Он не совсем чётко  представлял себе путь к этому Храму, но знал его название и внешнее описание от других паломников. А главное, очень хотел попасть именно в этот Храм. В дороге Путник узнавал и находил более лёгкий и короткий путь. Он также знакомился и общался со многими интересными людьми, так же  переживал яркие и интересные впечатления. Даже иногда задерживался там и с теми, кто ему был особо симпатичен или интересен. Но всегда придерживался дороги, ведущей к Храму. И в один прекрасный день, пройдя свой, интересный и яркий путь, оказался у желанных ворот Храма.

                                                                        

Что должен делать каждый уважающий себя родитель?

– Любить и заботиться о ребёнке. А! Вот ещё есть хорошее слово – воспитывать!

Сколько популярных книг и научных трудов создало человечество на эту тему. Сколько мудрых и толковых советов готов дать нам специалист в этой области. Да только живём мы своей жизнью. Спроси любого родителя: воспитывать – это как? И редко кто толком сможет объяснить. Обычно мы, воспитывая своих детей, из наилучших побуждений и желаний по отношению к ним, используем в качестве воспитания некий микст из того, что делали мои родители, чего мне, как я сейчас думаю, в детстве не доставало, чего в книгах начитался да в фильмах насмотрелся. Довольно гремучая и местами даже противоречивая смесь получается. Попробуем немножко навести порядок в этом хаосе.

1. Прежде, чем отправиться в путь, полезно определиться, куда идём. Как это ни банально звучит: кого мы хотим видеть по окончании процесса воспитания? Каким мы хотим видеть нашего ребёнка во взрослой жизни?

Вот уж нет ничего проще, ответите вы! Здоровым, умным, самостоятельным, успешным, красивым и т.д. У каждого родителя найдётся, что добавить до этого списка. Как правило, большинство родителей, от всей души и чистого сердца желая своему ребёнку самого лучезарного будущего, надеются, что это будущее как-то само наступит, если:

 а) кормить вкусно,

б) любить (что часто на уровне действий заменяется на «опекать и баловать»),

 в) развивать его, обучая в различных дополнительных секциях и школах,

г) следить за оценками в школе, и т.д.

И искренне удивляются, почему их чадо, в которого вложено столько времени и сил в этом наступившем будущем не соответствует ожидаемому?

2.Возникает второй закономерный вопрос: что конкретно уже сегодня вы делаете, чтобы ваш ребёнок был таким в будущем?

Здоровым? Отлично! Как то, что он часами просиживает у монитора компьютера и не выходит гулять на улицу, способствует его здоровью в будущем? Какое отношение к своему здоровью вы прививаете ребёнку, если он не занимается никаким видом спорта? Ведь ни для кого не секрет, что в детском возрасте формируется память тела на физические упражнения. На что же тело будет опираться в будущем? Как ваш личный пример отношения к себе и своему здоровью способствует получению ожидаемого отношения к себе у вашего ребёнка?

Самостоятельный? Отлично! Что уже сегодня вы делаете для этого? Как то, что ваш ребёнок не убирает за собой постель и посуду со стола, делает его самостоятельней в будущем? Как то, что вы диктуете ребёнку, когда и что есть, когда и как ухаживать за своим телом, делает его самостоятельным? Как ваше постоянное вмешательство во все вопросы обучает его самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность? Ответственность за других людей начинается с ответственности за себя. Своё тело, свои поступки, свои решения. И чем раньше мы начнём отдавать эту ответственность нашим детям, тем легче им будет в самостоятельной жизни.

Так можно продолжать до бесконечности. А схема проста. Соотноси каждый свой шаг в воспитании ребёнка с тем образом  взрослого человека, который тебе хотелось бы видеть в будущем.

Есть ещё одно не маловажное уточнение.  Раз в процессе воспитания участвуют несколько человек (как минимум мама и папа) важно, чтобы у них были общие правила и договорённости. Как двум Путникам, идущим к Храму, полезно договориться: к какому Храму движемся, какой дорогой и в каком темпе идём, где, когда и сколько отдыхаем, кто и как несёт поклажу.

Чтобы дорога воспитания не превратилась в бесцельные и тяжкие скитания, а привела к желаемому Храму, уже сегодня, уже сейчас посвятите несколько минут созданию образа того будущего взрослого человека, который хотелось бы получить, которым хотелось бы гордиться. И чем чётче и конкретней будет этот образ, тем легче будет подобрать инструменты воспитания, тем понятней будет и вам и вашему ребёнку, к чему движемся, тем глубже и продуктивней будет ваша забота и любовь. Счастливых, умных, самостоятельных, здоровых вам детей!

Дорогу осилит идущий. J

Оставьте комментарий