Описание Робеспьера от Олега Слинько
Робеспьер
Любое явление подвергает логическому анализу. При этом мыслит непредвзято, демонстрирует возникающие парадоксы, совершает неожиданные логические ходы. Любит подискутировать, готов отстаивать свою точку зрения в споре с любыми авторитетами.
Предмет изучает глубоко, старается проникнуть в первоосновы. Привержен простому, без излишеств, образу жизни. В быту недостаточно подтянут, чаще, чем следует, находится в состоянии "расслабленности".
Стремится познать разнообразие мира человеческих характеров и отношений. В общении вежлив, старается быть "хорошим" для всех. Этические нормы черпает из литературы, кино, из круга общения. Тем не менее, во многих ситуациях оказывается неспособным правильно проинтерпретировать этико-психологические аспекты.
Грешит неадекватным проявлением волевого напора. Не уверен в оценке своего физического самочувствия. В качестве компенсации испытывает тягу к закаливанию, физическим упражнениям, физическому труду.
Нуждается в ярком эмоциональном фоне. Испытывает удовольствие от общения с эмоциональным собеседником. Сам также интенсивно эмоционирует, особенно в дискуссиях. Особое значение придает эстетизму. Его идеал всеобщая красота и целостная гармония мироздания.
Способность к логическому анализу традиционно ассоциируется с "умом". Соционика развенчивает это заблуждение. Она предлагает точные обозначения для всех видов "ума": логического, этического, интуитивного, сенсорного.
Каждый человек в чем-то слаб, а в чем-то талантлив. Коммуникатор, с его слабыми логическими задатками, блестяще разбирается в тонкостях человеческих характеров. Сибарит, с его жалкой коммерческой жилкой, любому даст сто очков вперед в своем художественном видении мира.
Мы не хотим преуменьшить достоинства Софиста, но справедливость требует подчеркнуть, что среди Софистов и Механиков — типов, у которых логика является сильнейшим качеством, недалекие, низкоинтеллектуальные личности встречаются столь же часто, как и среди всех остальных типов.
Тем не менее, в субъективном восприятии самого Софиста, который ощущает в себе способность логически анатомировать определенные вопросы, этот инструмент кажется всесильным, что побуждает Софиста применять его к любым предметам.
Между тем, далеко не всякая сфера человеческой мысли подвластна "голой" логике. Поэтому Софист, например, — весьма посредственный психолог. Тем не менее, Софистов в психологии тьма; их привлекает возможность плодить наукообразные статьи, насыщенные мертвыми логическими конструкциями, одновременно развивая свою слабую функцию: понимание человеческих отношений.
Данная функция у Софиста, лишь чуть менее слабая, чем у Вундеркинда, отличается приторной книжностью, косностью, стремлением узко следовать тому, что мы выше назвали этикетом.
Наукообразие результатов Софиста обеспечивает ему быстрейшую, по сравнению, например, с Психологом, защиту диссертации по психологии. Его аргументация логически убедительна, его схемы выстроены непротиворечиво…
Мертворожденность всех этих конструкций становится очевидной, когда вы убеждаетесь, что в жизни-то ничего похожего не наблюдается.
Но дело уже сделано: Софист успел засорить многочисленные умы ложными убеждениями, и не так-то просто их после этого "вычистить". Переучиваться всегда труднее, чем учиться…
Вред от Софиста в психологии очевиден. Соционика страдает от засилья Софистов чрезвычайно. Некоторые наши коллеги-Софисты, наверняка в глубине души чувствуя это, нашли интересный (вот уж действительно софистический) выход: они не соглашаются, что соционика-это психология (!). Предпринимаются попытки представить соционику как некую сверхнауку, которая напрямую объясняет практически все.
Подобные поползновения к глобализму свидетельствуют как раз об интеллектуальной ограниченности И профессиональной импотентности.
Соционика действительно может объяснить многое, но не "лобовым" применением. Соционика — наука тонкая. Механизмы, с которыми она оперирует, настолько утонченны, что понимание их доступно немногим. Софист просто не обладает требуемой степенью психологической утонченности и не воспринимает истинную суть соционических явлений.
Попытки же компенсировать этот принципиальный дефект логической (и "этикетной") агрессией объективно наносят соционике лишь вред.
Во многих других сферах деятельности Софист выглядит более предпочтительно.
Наилучший штурман — это Софист. Данный соционический тип просто превосходно ориентируется в пространстве и времени. Любит ходить пешком на большие расстояния, в основном по благоустроенным территориям. Охота Софисту нравится меньше: в ней слишком много физического дискомфорта.
Качества оратора, спорщика позволяют Софисту быть хорошим педагогом-предметником. Более уместной, чем в психологии, здесь оказывается страсть к тривиальным нравоучениям. Сам Софист вынужден всю жизнь учиться премудростям людских отношений, которыми переполнена педагогическая стихия.
Софисту подвластны инженерные профессии любого профиля. Особо отметим системное программирование.
Силен Софист в шахматах и прочих логических играх, всегда не прочь составить партию Игроку.
В медицине Софист — неплохой терапевт и отличный хирург: ведь "оператор" должен уметь не хуже инженера прочертить четкую линию и разобраться в устройстве сложнейшей системы человеческого организма…
Известный кардиохирург Николай Амосов — Софист. Диагност из Софиста может получиться превосходный, но — в диагностике технической.
Известна история о советском физике Петре Капице, который, когда ему предложили починить сложный электродвигатель, даже не стал снимать кожух, а просто обошел вокруг, затем попросил молоток, ударил по определенному месту- и двигатель заработал…
Софист — прекрасный математик, но самое-самое его дело — это философия. Вот где могут во всю мощь развернуться его логическая оригинальность, страсть к софизмам и парадоксам, к глобальному объяснению мироздания…
Бизнесмен из Софиста получается, как правило, средний. Он вяловат в продвижении дел, несмотря на поверхностную эмоциональность. Во главу угла ставит не эффективность, а структурирование предприятия.
Софист-бухгалтер "дрожит" над каждой копейкой. Для бухгалтера это, может, и хорошо, но уже главному бухгалтеру, а тем более финансисту-экономисту не к лицу быть финансовым цербером: здесь в выигрыше оказываются те соционические типы, которые подходят к делу более творчески.
А вот менеджер из Софиста хороший. Софист-начальник обычно отличается редкой для начальника корректностью и доброжелательностью. (Впрочем, бывают и исключения.) При этом он обладает всеохватным ведением о своем подразделении. Данный соционический тип — один из наиболее желательных, если речь идет о руководителе.
(С) Олег Слинько 'Ключ к сердцу – соционика"