Рита

Рита

рита (древнеинд. rtá-), обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения.

Р. определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности.Посредством Р. достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и Р. толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс).

Противоположность Р. — анрита (anrta-), неупорядоченность как лишённость Р. Всеобщий характер Р. проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Р. была установлена адитьями, которые и охраняют её.

Более всех богов связан с Р. Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между Р. и поступками людей. Р. не видима смертными: «закон сокрыт законом» (РВ V 62, 1), то есть Р. определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя.

Даже деяния богов — не более чем частные проявления Р. Посредством Р. регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация Р. Понятие Р. восходит к индо-иранским истокам (ср. авест. aša-) и находит себе немало типологических параллелей, ср. древнегреч. Дике и т. п.

Литература
:
Огибенин Б. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы», М., 1968, с. 48—51;
Lüders H., Varuna, 1—2, Gött., 1951—1959;
«Oriens», 1960—1961, Bd 13—14, S. 398—410;
Renou L., Etudes védiques et pāninéeńnes, t. 13—14, P., 1964—1965;
Ramakrishna G., The concept of Rta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta kesari», 1967, v. 54, p. 154—160.

Оставьте комментарий