РЕВЕС

РЕВЕС, Ревеш (Rvsz) Геза (1878—1955) — венгерский психолог, автор трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха. В 1901 г. окончил юридический фак-т Будапештского ун-та, в 1905 г. — фак-т экспериментальной психологии Геттингенского ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 г. профессор). Основал первую психологическую лабораторию в Будапеште. В 1921 г. покинул Венгрию. В 1932—1950 гг. — профессор психологии и директор психологической лаборатории в Амстердаме. Как психолог Р. формировался под влиянием гештальтпсихологии.

Проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных вундеркиндов с использованием тестов В. Штумпфа (об одном из них, пианисте Эрвине Нирегихазе, он написал книгу). Является автором тестов музыкально-слуховых способностей (музыкальности). В области психологии музыкального слуха Р. разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты звуков, согласно которой "качество звука" и "высота звука" — две независимых составляющих восприятия (под "качеством звука" Р. понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под "высотой" — тембровый компонент звука, влияющий на его "светлоту"). Р. отстаивал взгляд о единстве музыкальности как свойстве целостной личности, о несводимости музыкальности к отдельным простейшим свойствам — "способностям". Он определял музыкальность как природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и воспитанием. Р. выделял музыкальность рецептивного и репродуктивно-интерпретационного плана.

Музыкальная активность — важный показатель музыкальности; постоянная и ключевая характеристика музыкальности — способность переживания и оценки художественного качества музыкального произведения. Для диагностики музыкальности Р. считал наиболее показательными следующие факторы: относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности); способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий; творческую фантазию.

Не утратили актуальности выводы Р. об особенностях детской одаренности. Он подчеркивал, что детскому творчеству недостает оригинальности (в форме, композиции, в планомерности и целостности), у него нет внутренней связи с личностью творца. Р. исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Способности, обнаружившиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами. Исключением он считал музыкальные способности и одаренность.

Но и здесь отдельные формы одаренности проявляются в разные периоды развития. Ранее всего, по его мнению, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты.

На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки и только затем — творческая одаренность, расцвет которой наступает между 20 и 30 годами. Композиторский талант в раннем возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский. Исследования Р. сыграли важную роль в развитии психологии музыкальной одаренности в европейских странах и США. Р. автор книг: "Ранее проявление одаренности и ее узнавание", — М., 1924; "Zur Grundlegung der Tonpsychologie", Lpzg, 1913; "Ervin Nyiregyhazi: Psychologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes", Lpzg, 1916; "Die Einfhrung in die Musikpsychologie", Bern, 1946; "Talent und Genie", Bern, 1952; и др.

М.С. Старчеус

Оставьте комментарий