Речи нарушения — различные отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р. н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функционального характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с поражением или функциональной недостаточностью речевых зон коры мозга, либо анатомо-физиологическими дефектами периферического отдела речевого аппарата, либо патологией проводящих нервных путей от центра к периферии.
Р. н. могут возникать в любом возрасте, затрагивать как устную, так и письменную речь и препятствовать как порождению, так и пониманию речевого высказывания. Проявляются в расстройствах голоса, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, в лексических и грамматических нарушениях, в трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения. Нередко сопровождаются вторичными отклонениями в когнитивной и эмоциональной сферах. К наиболее тяжелым Р. н. относятся дизартрия, алалия, афазия. Р. н. могут выступать самостоятельно или в синдроме других нервно-психических расстройств, а у детей на фоне таких вариантов дизонтогенеза, как недоразвитие, задержанное, дефицитарное и искаженное развитие. Большой вклад в изучение Р. н. внесли А. Р. Лурия, В. М. Шкловский, Р. Е. Левина и др.
Т. А. Ахутина