Развитие соционики на Западе

Рик Делонг, 2006

Насколько популярна соционика на Западе? – иногда наивно спрашивают местные любители соционики, привыкшие к тому, что все новые веяния приходят с Запада. Шесть лет назад – в 2000 г., после моего первого знакомства с соционикой в Киеве, я сам попытался найти ответ на этот вопрос во Всемирной паутине. Никакой соционики на Западе не обнаружилось! Мне удалось найти только один-единственный веб-сайт о ней на английском языке – www.socionics.com – и, завязав переписку с его создателем, Сергеем Ганиным, я узнал, что он сам киевлянин, но уже несколько лет живет в Лондоне. В 2001-м году я впервые посетил киевскую соционическую конференцию. С тех пор другие иностранцы из дальнего зарубежья не приезжали. Похоже, соционикой на Западе никто не интересовался.

Изменилась ли ситуация с тех пор? Каким образом? Что происходит сегодня в «западной» соционике, и какого развития можно ожидать в ближайшие годы?

На эти вопросы я попытаюсь сегодня ответить с позиции человека, который активно в этом развитии участвует и в то же время находится здесь и общается с социониками русскоязычного мира.

Сегодня уже существует несколько активных соционических форумов на английском языке, есть кое-какая литература на английском, у участников форумов есть свои наработки и присутствует желание узнать больше о соционике, разобраться в её теоретическом аппарате и способах применения. По сути, западная (или, по крайней мере, англоязычная) соционика – это миниатюрная копия нашей, «восточной» соционики, со всеми свойственными ей спорами, дискуссиями и течениями, хоть и в зародышевом состоянии.

Интересно, что соционики-эмигранты, которые уехали жить на Запад, фактически остались в стороне от процесса развития западной соционики, кроме уже упомянутого Сергея Ганина. Видимо, процесс культурной адаптации и решения материальных вопросов отбирает много сил. Но я уверен, что многие из них ещё «проснутся» и заявят о себе, особенно если соционика приобретет популярность в их странах.

Если квалифицированные соционики на Западе хранят молчание, то как же люди там узнают о соционике? Современный человек, услышав что-то новое и интригующее, сразу заходит в Интернет искать информацию. Таким образом о соционике, по моим оценкам, узнало 80% сегодняшних энтузиастов. Лишь 20% людей, подписавшихся на мою рассылку, чтобы получать новости моего веб-сайта, впервые узнали о соционике с подачи знакомого, от брата или сестры или где-то ещё «в реальном мире». Поэтому, на данном этапе соционику на Западе можно считать «Интернет-движением». Энтузиасты соционики разбросаны по многим странам и общаются почти исключительно по Интернету с помощью форумов и чатов. И децентрализованный характер западного общества не способствует их сближению. Они не сосредоточены в столицах и областных центрах, как здесь. Однако всё чаще на форумах звучат призывы организовать встречи и обменяться знаниями вживую. Переход к такому этапу развития, позволяющему более качественно изучать соционические закономерности, является лишь вопросом времени. Возможно, это произойдет в течение года-двух.

Только тогда, когда начнут проводиться регулярные и целенаправленные соционические встречи, можно будет говорить, что западное соционическое сообщество состоялось. Несмотря на все попытки участников форумов решать проблемы неоднозначности языка, каждый варится в собственных впечатлениях, которые невозможно адекватно передать на расстоянии, да ещё в письменном виде.

Если на протяжении многих лет существовал только один сайт о соционике на английском языке, то сегодня можно говорить о трех главных источников оригинальной информации о соционике. Это – www.socionics.com, англоязычная часть сайта Лытoвых «Соционика на всех языках» www.socioniko.net, и с января этого года – мой собственный сайт, www.socionics.us. Кроме этих сайтов, есть и переводы отдельных статей по соционике на английском языке, представленные на сайте Международного института соционики и других. С помощью переводческих программ можно получить доступ и ко многим русскоязычным ресурсам, но качество перевода настолько низко, что тексты получаются прямо-таки эзотерическими. Тем не менее, спрос на соционическую литературу растет, и зачастую энтузиастам удается сообща раскрыть «тайный» смысл исковерканных статей.

Как обычно происходит знакомство с соционикой?

Пожалуй, самый часто встречающийся «путь к соционике» выглядит примерно так:

1. Сначала человек интересуется типологией Майерс-Бриггс и участвует в форумах по данной тематике или хотя бы посещает их,

2. Где-то на форуме он слышит о соционике, которая якобы является более логически завершенным вариантом типологии,

3. Дальше он начинает читать о соционике – обычно с подачи Сергея Ганина (www.socionics.com), сайт которого уверенно держится на первых позициях в Интернет-поисковиках,

4. Затем он постепенно перекочевывает к наиболее активному соционическому форуму www.the16types.info, где и оседает уже надолго и постепенно осваивает всю известную литературу о соционике, примеряя на себя и своих знакомых дихотомии, отношения, модель «А», признаки Рейнина и всевозможные гипотезы форумчан.

На этом оживленном форуме уже насчитывается 700 зарегистрированных пользователей, которые в день пишут в общей сложности 100-200 сообщений – т.е. на уровне самых популярных русскоязычных форумов. Участники разбросаны по всему миру, но, естественно, их больше всего в США и Великобритании. Учитывая статистику моего сайта и тот факт, что далеко не все люди желают участвовать в форумах, можно предположить, что количество англоговорящих людей, которые активно интересуются соционикой и читают о ней в Интернете, составляет приблизительно две тысячи человек. Среди них – не только американцы и англичане, но и болгары, эстонцы, итальянцы и даже уроженцы России и Украины, выросшие на Западе. Их средний возраст – около 30 лет, а возраст членов форума ниже – где-то 25 лет. Очень многие из них пришли в соционику в период личного кризиса и в ней нашли какую-то опору. Другая общая характеристика участников форума – это довольно высокий интеллектуальный уровень.

На пути к познанию соционики новички неизменно сталкиваются с таинственным феноменом под названием «V.I.». На английском это означает «визуальная идентификация». Создатель первого соционического сайта на английском сделал настолько большой упор на практику типирования по фотографиям, что многие это восприняли как неотъемлемую часть соционики. Только с появлением сайта Дмитрия Лытoва и моего сайта стали понимать, что в соционике такая практика не является стандартной. То и дело можно прочесть на форумах высказывания вроде «по V.I. он получается интуитивно-логическим экстравертом», не подкрепленные никакими пояснениями, и остальными участниками это воспринимается как нормальное явление. Их уверенность в надёжности и значимости «визуальной идентификации» возрастает при просмотре популярных российских и литовских сайтов этой направленности (с помощью переводческих программ). Новизна этого подхода очень подкупает, и только после довольно длительного периода изучения многие люди видят, что консенсуса при использовании «V.I.» так же сложно достичь, как при использовании любого другого метода типирования. В общем, в западной соционике встречаем те же самые подводные камни, что и в нашей.

Я уже сказал, что на сегодняшний день существуют как минимум три сайта с оригинальными материалами о соционике на английском языке, и что все авторы этих сайтов учились соционике в Киеве (Прим. ред. – есть и другие сайты, подробный список можно найти на странице www.socioniko.net/en/) . А нет ли зрелых социоников среди западных «туземцев»? На мой взгляд, ещё нет (Прим.ред. Ну почему же… Среди англоязычных можно назвать Рубена Мак-Нью, среди немецкоязычных – Райнхарда Ландвера – подробную информацию о них можно найти здесь: www.socioniko.net/ru/authors/index.html ). Пока нет никого, кто настолько уверен в своих познаниях, что был бы готов предложить оригинальный материал или опубликовать толковую статью. Они всё ещё заняты, в основном, сбором и обсуждением информации и гипотез. Но я уверен, что пройдет не так много времени, и из их числа выделятся зрелые соционики, которые смогут общаться со своими «восточными» коллегами на равных. Правда, через переводчика…

Как я сказал, большинство новых энтузиастов приходят в соционику через типологию Майерс-Бриггс. Как этот факт отражается на их понимании соционики?

Во-первых, когда люди переходят из типологии Майерс-Бриггс в соционику, они почти всегда думают, что соционические типы эквивалентны типам Майерс-Бриггс. Т.е. если они считают себя по МВТI решающим, мыслительным, интуитивным экстравертом, то по соционике они обязательно должны быть логико-интуитивным экстравертом. По такой логике, интертипные отношения в типологии Майерс-Бриггс должны полностью соответствовать соционическим – но почему же тогда типологи до сих пор таких закономерностей не заметили? К тому же, их взгляды на распределение типов кардинально отличаются от усредненного представления социоников.

Другие утверждают, что большинство типов обеих систем соответствуют друг другу, но только «решающие интроверты» в МВТI соответствуют «иррациональным интровертам» по соционике, и наоборот. Этот тезис тоже сомнительный. Новым адептам соционики трудно смириться с тем, что ни одна из этих типологий не сводится к другой. Существует практика на большинстве англоязычных сайтов по соционике именовать соционические типы по четырёхбуквенному коду Майерс-Бриггс, но я принципиально против этого и использую только аббревиатуры «SLE», «ESI» и т.д., как чаще всего используются в русскоязычной соционике. Со мной согласны многие люди на форумах, но из-за постоянного потока новых людей из типологии Майерс-Бриггс, они обычно используют четырёхбуквенный код, чтобы новичкам было понятно сразу, «о ком» идёт речь. Кроме вопроса об аббревиатурах типов, можно сказать, что устоявшаяся англоязычная терминология вполне адекватна и соответствует русской. Кроме того, к символам, соответствующим восьми аспектам информации, относятся хорошо, и ими активно пользуются (Прим. ред. – подробнее о сходстве и различии соционических и американских типов можно прочесть здесь: http://www.socioniko.net/ru/articles/lytov-mbti-today.html ).

Когда люди перекочевывают в соционику из типологии Майерс-Бриггс, часто создается впечатление, что они проникаются духом глубокого исследования психических процессов. Типология Майерс-Бриггс по сравнению кажется поверхностной и нелогичной. Типологическая система Дэйвида Кирси меньше влияет на представления о соционике, т.к. она не так известна, как МВТI. На фоне этих систем соционика выглядит многообещающей, ведь с её помощью становятся понятными многие закономерности не только личностного развития, но и отношений, что не менее интересно. Из-за отсутствия серьёзных конкурентов на рынке теорий отношений, я прогнозирую дальнейший рост влияния соционики.

Но не всё в соционике западные энтузиасты принимают безропотно. Чаще всего звучат обвинения в ненаучности и отсутствии эмпирических исследований, подтверждающих наличие описанных соционикой психических структур и интертипных отношений. (Причем в подписях этих людей на форуме обычно указаны их соционические типы.) Вопросы научного подтверждения, похоже, беспокоят западные аудитории чуть больше, чем русскоязычные, которые более охотно рассматривают мировоззренческие системы, оторванные от материального мира. В ответ на обвинения в ненаучности я не пытаюсь людям доказать, что их возражения беспочвенны, а показываю ситуацию под другим углом и объясняю, что, поскольку во взаимоотношениях людей и во взаимодействии любого человека со своим окружением есть закономерности, то должна существовать, по крайней мере, типология, похожая на соционику. Но такой философский аргумент надолго не удовлетворит широкую публику, так что стоит задуматься над возможностью укрепления экспериментальной базы соционики.

Стоит отметить, что интереса к соционике со стороны каких-либо организаций, в частности психологических или типологических, я не наблюдал и не предвижу в обозримом будущем. Их организационные интересы, наоборот, идут вразрез с ростом влияния соционики. Так что соционика на Западе, скорее всего, повторит путь соционики на постсоветском пространстве и примет характер популярного движения.

Будет ли соционика на Западе развиваться обособленно, или в том же направлении, что и «наша» соционика?

Раньше мне казалось, что из-за заблуждений, порожденных сходствами с типологией Майерс-Бриггс и из-за языкового барьера, соционика на Западе будет развиваться в каком-то «особом» направлении. Но теперь мне кажется, что у западных энтузиастов возрастает желание участвовать в общем соционическом сообществе и приобщиться к нашим достижениям. Только от вида перечня тем докладов этой конференции у многих из них слюнки потекут. У них очень ограниченный объем доступной литературы, и им приходится многое додумывать самим. Конечно, речь идёт всего лишь о нескольких десятках людей, но, скорее всего, это завтрашний костяк западного соционического сообщества – если это сообщество состоится.


news”>Рик Делонг, 2006

Насколько популярна соционика на Западе? – иногда наивно спрашивают местные любители соционики, привыкшие к тому, что все новые веяния приходят с Запада. Шесть лет назад – в 2000 г., после моего первого знакомства с соционикой в Киеве, я сам попытался найти ответ на этот вопрос во Всемирной паутине. Никакой соционики на Западе не обнаружилось! Мне удалось найти только один-единственный веб-сайт о ней на английском языке – www.socionics.com – и, завязав переписку с его создателем, Сергеем Ганиным, я узнал, что он сам киевлянин, но уже несколько лет живет в Лондоне. В 2001-м году я впервые посетил киевскую соционическую конференцию. С тех пор другие иностранцы из дальнего зарубежья не приезжали. Похоже, соционикой на Западе никто не интересовался.

Изменилась ли ситуация с тех пор? Каким образом? Что происходит сегодня в «западной» соционике, и какого развития можно ожидать в ближайшие годы?

На эти вопросы я попытаюсь сегодня ответить с позиции человека, который активно в этом развитии участвует и в то же время находится здесь и общается с социониками русскоязычного мира.

Сегодня уже существует несколько активных соционических форумов на английском языке, есть кое-какая литература на английском, у участников форумов есть свои наработки и присутствует желание узнать больше о соционике, разобраться в её теоретическом аппарате и способах применения. По сути, западная (или, по крайней мере, англоязычная) соционика – это миниатюрная копия нашей, «восточной» соционики, со всеми свойственными ей спорами, дискуссиями и течениями, хоть и в зародышевом состоянии.

Интересно, что соционики-эмигранты, которые уехали жить на Запад, фактически остались в стороне от процесса развития западной соционики, кроме уже упомянутого Сергея Ганина. Видимо, процесс культурной адаптации и решения материальных вопросов отбирает много сил. Но я уверен, что многие из них ещё «проснутся» и заявят о себе, особенно если соционика приобретет популярность в их странах.

Если квалифицированные соционики на Западе хранят молчание, то как же люди там узнают о соционике? Современный человек, услышав что-то новое и интригующее, сразу заходит в Интернет искать информацию. Таким образом о соционике, по моим оценкам, узнало 80% сегодняшних энтузиастов. Лишь 20% людей, подписавшихся на мою рассылку, чтобы получать новости моего веб-сайта, впервые узнали о соционике с подачи знакомого, от брата или сестры или где-то ещё «в реальном мире». Поэтому, на данном этапе соционику на Западе можно считать «Интернет-движением». Энтузиасты соционики разбросаны по многим странам и общаются почти исключительно по Интернету с помощью форумов и чатов. И децентрализованный характер западного общества не способствует их сближению. Они не сосредоточены в столицах и областных центрах, как здесь. Однако всё чаще на форумах звучат призывы организовать встречи и обменяться знаниями вживую. Переход к такому этапу развития, позволяющему более качественно изучать соционические закономерности, является лишь вопросом времени. Возможно, это произойдет в течение года-двух.

Только тогда, когда начнут проводиться регулярные и целенаправленные соционические встречи, можно будет говорить, что западное соционическое сообщество состоялось. Несмотря на все попытки участников форумов решать проблемы неоднозначности языка, каждый варится в собственных впечатлениях, которые невозможно адекватно передать на расстоянии, да ещё в письменном виде.

Если на протяжении многих лет существовал только один сайт о соционике на английском языке, то сегодня можно говорить о трех главных источников оригинальной информации о соционике. Это – www.socionics.com, англоязычная часть сайта Лытoвых «Соционика на всех языках» www.socioniko.net, и с января этого года – мой собственный сайт, www.socionics.us. Кроме этих сайтов, есть и переводы отдельных статей по соционике на английском языке, представленные на сайте Международного института соционики и других. С помощью переводческих программ можно получить доступ и ко многим русскоязычным ресурсам, но качество перевода настолько низко, что тексты получаются прямо-таки эзотерическими. Тем не менее, спрос на соционическую литературу растет, и зачастую энтузиастам удается сообща раскрыть «тайный» смысл исковерканных статей.

Как обычно происходит знакомство с соционикой?

Пожалуй, самый часто встречающийся «путь к соционике» выглядит примерно так:

1. Сначала человек интересуется типологией Майерс-Бриггс и участвует в форумах по данной тематике или хотя бы посещает их,

2. Где-то на форуме он слышит о соционике, которая якобы является более логически завершенным вариантом типологии,

3. Дальше он начинает читать о соционике – обычно с подачи Сергея Ганина (www.socionics.com), сайт которого уверенно держится на первых позициях в Интернет-поисковиках,

4. Затем он постепенно перекочевывает к наиболее активному соционическому форуму www.the16types.info, где и оседает уже надолго и постепенно осваивает всю известную литературу о соционике, примеряя на себя и своих знакомых дихотомии, отношения, модель «А», признаки Рейнина и всевозможные гипотезы форумчан.

На этом оживленном форуме уже насчитывается 700 зарегистрированных пользователей, которые в день пишут в общей сложности 100-200 сообщений – т.е. на уровне самых популярных русскоязычных форумов. Участники разбросаны по всему миру, но, естественно, их больше всего в США и Великобритании. Учитывая статистику моего сайта и тот факт, что далеко не все люди желают участвовать в форумах, можно предположить, что количество англоговорящих людей, которые активно интересуются соционикой и читают о ней в Интернете, составляет приблизительно две тысячи человек. Среди них – не только американцы и англичане, но и болгары, эстонцы, итальянцы и даже уроженцы России и Украины, выросшие на Западе. Их средний возраст – около 30 лет, а возраст членов форума ниже – где-то 25 лет. Очень многие из них пришли в соционику в период личного кризиса и в ней нашли какую-то опору. Другая общая характеристика участников форума – это довольно высокий интеллектуальный уровень.

На пути к познанию соционики новички неизменно сталкиваются с таинственным феноменом под названием «V.I.». На английском это означает «визуальная идентификация». Создатель первого соционического сайта на английском сделал настолько большой упор на практику типирования по фотографиям, что многие это восприняли как неотъемлемую часть соционики. Только с появлением сайта Дмитрия Лытoва и моего сайта стали понимать, что в соционике такая практика не является стандартной. То и дело можно прочесть на форумах высказывания вроде «по V.I. он получается интуитивно-логическим экстравертом», не подкрепленные никакими пояснениями, и остальными участниками это воспринимается как нормальное явление. Их уверенность в надёжности и значимости «визуальной идентификации» возрастает при просмотре популярных российских и литовских сайтов этой направленности (с помощью переводческих программ). Новизна этого подхода очень подкупает, и только после довольно длительного периода изучения многие люди видят, что консенсуса при использовании «V.I.» так же сложно достичь, как при использовании любого другого метода типирования. В общем, в западной соционике встречаем те же самые подводные камни, что и в нашей.

Я уже сказал, что на сегодняшний день существуют как минимум три сайта с оригинальными материалами о соционике на английском языке, и что все авторы этих сайтов учились соционике в Киеве (Прим. ред. – есть и другие сайты, подробный список можно найти на странице www.socioniko.net/en/) . А нет ли зрелых социоников среди западных «туземцев»? На мой взгляд, ещё нет (Прим.ред. Ну почему же… Среди англоязычных можно назвать Рубена Мак-Нью, среди немецкоязычных – Райнхарда Ландвера – подробную информацию о них можно найти здесь: www.socioniko.net/ru/authors/index.html ). Пока нет никого, кто настолько уверен в своих познаниях, что был бы готов предложить оригинальный материал или опубликовать толковую статью. Они всё ещё заняты, в основном, сбором и обсуждением информации и гипотез. Но я уверен, что пройдет не так много времени, и из их числа выделятся зрелые соционики, которые смогут общаться со своими «восточными» коллегами на равных. Правда, через переводчика…

Как я сказал, большинство новых энтузиастов приходят в соционику через типологию Майерс-Бриггс. Как этот факт отражается на их понимании соционики?

Во-первых, когда люди переходят из типологии Майерс-Бриггс в соционику, они почти всегда думают, что соционические типы эквивалентны типам Майерс-Бриггс. Т.е. если они считают себя по МВТI решающим, мыслительным, интуитивным экстравертом, то по соционике они обязательно должны быть логико-интуитивным экстравертом. По такой логике, интертипные отношения в типологии Майерс-Бриггс должны полностью соответствовать соционическим – но почему же тогда типологи до сих пор таких закономерностей не заметили? К тому же, их взгляды на распределение типов кардинально отличаются от усредненного представления социоников.

Другие утверждают, что большинство типов обеих систем соответствуют друг другу, но только «решающие интроверты» в МВТI соответствуют «иррациональным интровертам» по соционике, и наоборот. Этот тезис тоже сомнительный. Новым адептам соционики трудно смириться с тем, что ни одна из этих типологий не сводится к другой. Существует практика на большинстве англоязычных сайтов по соционике именовать соционические типы по четырёхбуквенному коду Майерс-Бриггс, но я принципиально против этого и использую только аббревиатуры «SLE», «ESI» и т.д., как чаще всего используются в русскоязычной соционике. Со мной согласны многие люди на форумах, но из-за постоянного потока новых людей из типологии Майерс-Бриггс, они обычно используют четырёхбуквенный код, чтобы новичкам было понятно сразу, «о ком» идёт речь. Кроме вопроса об аббревиатурах типов, можно сказать, что устоявшаяся англоязычная терминология вполне адекватна и соответствует русской. Кроме того, к символам, соответствующим восьми аспектам информации, относятся хорошо, и ими активно пользуются (Прим. ред. – подробнее о сходстве и различии соционических и американских типов можно прочесть здесь: http://www.socioniko.net/ru/articles/lytov-mbti-today.html ).

Когда люди перекочевывают в соционику из типологии Майерс-Бриггс, часто создается впечатление, что они проникаются духом глубокого исследования психических процессов. Типология Майерс-Бриггс по сравнению кажется поверхностной и нелогичной. Типологическая система Дэйвида Кирси меньше влияет на представления о соционике, т.к. она не так известна, как МВТI. На фоне этих систем соционика выглядит многообещающей, ведь с её помощью становятся понятными многие закономерности не только личностного развития, но и отношений, что не менее интересно. Из-за отсутствия серьёзных конкурентов на рынке теорий отношений, я прогнозирую дальнейший рост влияния соционики.

Но не всё в соционике западные энтузиасты принимают безропотно. Чаще всего звучат обвинения в ненаучности и отсутствии эмпирических исследований, подтверждающих наличие описанных соционикой психических структур и интертипных отношений. (Причем в подписях этих людей на форуме обычно указаны их соционические типы.) Вопросы научного подтверждения, похоже, беспокоят западные аудитории чуть больше, чем русскоязычные, которые более охотно рассматривают мировоззренческие системы, оторванные от материального мира. В ответ на обвинения в ненаучности я не пытаюсь людям доказать, что их возражения беспочвенны, а показываю ситуацию под другим углом и объясняю, что, поскольку во взаимоотношениях людей и во взаимодействии любого человека со своим окружением есть закономерности, то должна существовать, по крайней мере, типология, похожая на соционику. Но такой философский аргумент надолго не удовлетворит широкую публику, так что стоит задуматься над возможностью укрепления экспериментальной базы соционики.

Стоит отметить, что интереса к соционике со стороны каких-либо организаций, в частности психологических или типологических, я не наблюдал и не предвижу в обозримом будущем. Их организационные интересы, наоборот, идут вразрез с ростом влияния соционики. Так что соционика на Западе, скорее всего, повторит путь соционики на постсоветском пространстве и примет характер популярного движения.

Будет ли соционика на Западе развиваться обособленно, или в том же направлении, что и «наша» соционика?

Раньше мне казалось, что из-за заблуждений, порожденных сходствами с типологией Майерс-Бриггс и из-за языкового барьера, соционика на Западе будет развиваться в каком-то «особом» направлении. Но теперь мне кажется, что у западных энтузиастов возрастает желание участвовать в общем соционическом сообществе и приобщиться к нашим достижениям. Только от вида перечня тем докладов этой конференции у многих из них слюнки потекут. У них очень ограниченный объем доступной литературы, и им приходится многое додумывать самим. Конечно, речь идёт всего лишь о нескольких десятках людей, но, скорее всего, это завтрашний костяк западного соционического сообщества – если это сообщество состоится.

Оставьте комментарий