РАТЦЕНХОФЕР Густав (1842-1904) – австрийский военный теоретик, представитель социал-дарвинизма в социологии.
Р. – автор книг “Сущность и цель политики” (1893), “Социологическое познание” (1898) и посмертно опубликованной работы “Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях” (1907).
По мнению Р., социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.
Основными явлениями и процессами социальной жизни Р. считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество.
Отрицая противоположность наук о природе и наук о духе, Р. полагал, что социологические закономерности близки химическим и особенно биологическим закономерностям.
В качестве основной задачи социологии Р. выдвинул изучение и описание “взаимоотношений единиц сознания”, коренящихся в биологии человека и определяемых “первичной силой” и “внутренним интересом”, являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям.
Разрабатывая идеи социального дарвинизма, Р. стремился к истолкованию “внутреннего интереса” как регулирующего фактора сознания и общественных процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование.
Основой социологического учения Р. являлась концепция конфликта интересов. Разделяя мнение Гумпловича (см.) о конфликтной природе социального процесса, Р. утверждал, что социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным).
В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус извечной всеобщности, Р. стремился к выработке более взвешенной оценки роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. Признавая первичность и универсальность конфликта, Р. тем не менее обращал особо пристальное внимание на выявление возможностей его социализации, которая понималась им как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Р. называл сотрудничество между людьми. Последнее, по его мнению, достижимо на основе действия закона “приведения по взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов”, который квалифицировался им как базовый закон социологии. Сформулированные Р. идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии.
Существенно важным моментом социологических изысканий Р. явилась систематическая разработка им теории борьбы за существование. В ее контексте Р. довел антидемократическую направленность собственного учения до попытки доказательства того, что идеи равенства, интернационализма и свободы являются фантомами, социальными иллюзиями. Многие же тезисы Р. (об общественно-исторической значимости насилия и подчинения; об истории общества как борьбе рас; о войне как “форме развития” общества) непосредственно смыкались с возникшей несколько позже идеологией геополитики (см.).
В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов