Тематика и программа лекционного цикла “Идентификация ТИМ психики. Методы и технология”.
Эта программа является составной частью проекта “Концепция и программа соционического образования в Украине”, разработанного Центром системологии и соционики в 1994 – 95 г. и постепенно реализуемого в практической деятельности.
Лекционный цикл в соответствии с этой программой преподается как продвинутый курс для тех, кто уже освоил базовый цикл основ соционики (См. Программа базового лекционного цикла ” Основы теории информационного метаболизма психики “// СМиПЛ, N 5 – 98.) на факультетах вузов, специальных курсах, в системе подготовки и переподготовки кадров, где готовят специалистов таких профессий, которым в повседневной деятельности приходится, главным образом, общаться с людьми (педагоги, врачи, дипломаты, адвокаты, социальные работники, менеджеры и др.) или анализировать мотивы и прогнозировать ход мысли и поведения людей (международные аналитики, государственные служащие, советники, эксперты, консультанты и др.).
ТЕМАТИКА И ПРОГРАММА
1. Искусство моделирования. Реальности и модели. Модели взаимодействий – системы. Системные принципы и системный подход. Построение и методы верификации моделей. Принципы и технология моделирования. Анализ и синтез в моделировании. Результаты моделирования (рекомендации, оценки, прогнозы и т.п.). Критерии достоверности. Информационный метаболизм психики человека (2 акад. час).
2. Типологии психики человека. Принципы и методы построения типологий. Доюнговские типологии психики человека. Психологические типы К.Г.Юнга. Типология К.Бриггс-И.Бриггс-Майерс-П.Майерс. Современные типологии психики. Типоведение – “феноменологический”, описательный (на естественном языке) подход к классификации психики человека (2 акад. час).
3. Соционическая модель психики (Аушра Аугустинавичюте,1968). Структура моделей типов информационного метаболизма (ТИМ) психики. Элементы, блоки и суперблоки (кольца) в модели. Связь и взаимодействие суперблоков, блоков и элементов модели. Элементы модели и психические функции. Параметры элементов модели – психических функций. Размерность функций в модели – “функциональные пространства”. Информационное наполнение психики – характеристики индивидуальности и личности реального человека. Информационная структура мира с субъективной точки зрения – аспекты информационного потока взаимодействия психики с миром. Субъективно – психологический смысл (семантика) аспектов информационного потока взаимодействия психики с окружающим миром (4 акад. час).
4. Методы идентификации ТИМ психики. Идентификация – отождествление структуры и механизма функционирования психики данного человека с моделью одного из типов информационного метаболизма психики. Метод “беседы” (интервью); искусство и правила беседы. Метод “досье”; особенности анализа текстов. Тестовые методики. Сравнение типоведческих и модельных методов идентификации ТИМ психики (2 акад.час).
5. Технология идентификации ТИМ психики. Процедура идентификации ТИМ психики: Гипотеза – модель – верификация (проверка соответствия функционирования модели ТИМ психики и психики данного реального человека). Искусство выбора гипотезы ТИМ психики; вербальные и невербальные признаки ТИМ психики. Правила моделирования. Принципы верификации моделей ТИМ психики – методика и технология, пути оптимизации, критерии достоверности (4 акад. час).
6. Коммуникативные модели в психике человека и их влияние на идентификацию ТИМ психики. Система воздействий на человека в реальных условиях – неслучайные группы и аспектная структура информационного потока взаимодействия психики человека с окружающим миром. Методические и технологические особенности идентификации ТИМ психики в реальной информационной среде. Проблема идентификации интегрального ТИМ (ИТИМ) социетальной психики неслучайной группы (2 акад. час).
7. Искажения ТИМ психики и проблемы идентификации. Информационное наполнение психических функций в онтогенезе. Акцентуации функций, блоков, суперблоков (колец). Искажения вида “супер-ЭГО”, “витал” и др. Методы преодоления трудностей идентификации, связанных с коммуникативными моделями, искажениями ТИМ психики и др. (2 акад. час).
8. Практикум: анализ моделей и особенностей идентификации ТИМ психики. Практика выбора гипотез и верификации моделей ТИМ психики (4 акад. час – см. Примечания).
9. Прикладные проблемы идентификации ТИМ психики: методические и технологические особенности идентификации ТИМ психики в конкретных областях гуманитарной деятельности (2 акад. час).
10. Перспективы развития и совершенствования методов и технологии идентификации ТИМ психики человека в реальных условиях (дополнительная тема).
После завершения лекционного курса возможен зачёт.
Примечания:
1. Данному циклу лекций должно соответствовать учебное пособие “Основы психологии личности (теория информационного метаболизма психики – соционика). Пособие по идентификации ТИМ психики”, автор – Ермак В.Д. (готовится к изданию) .
2. Литература к данному циклу используется та же, что и для базового цикла основ соционики.
3. По специальной договоренности возможно увеличение времени практикума, вплоть до отдельного прикладного семинара.
4. Программа лекционного цикла может уточняться.
(c) 1998г. В.Д. Ермак. Статья опубликована в номере 18 (21) 1998 газеты “Соционические чтения“.