ПСИХОАНАЛИЗ

Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — понятие, употребляемое по преимуществу в пяти основных смыслах: 1) Учение и психотерапевтическая практика З. Фрейда; 2) Теоретическое направление в психологии и пограничных дисциплинах, восходящее к идеям З. Фрейда; 3) Особая методология исследования психики; 4) Психотерапевтический метод З. Фрейда; 5) Разнообразные психоаналитически ориентированные идеи, концепции, учения, методологии, методы, методики, техники, психотерапии, направления, течения и школы.

В общих чертах П. может быть представлен в виде трёхуровневой системы: 1) Теоретического П.; 2) Прикладного П. и 3) Клинического (эмпирического) П.

>Начальным моментом создания П. З. Фрейд считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1895).

Само понятие "П." было введено в оборот З. Фрейдом в 1896 для обозначения созданных им учения и психотерапевтического метода, уделявших особое внимание бессознательной деятельности психики человека и принимавших бессознательное в качестве наиболее мощной системы психики, функционирование которой предопределяет здоровье, мышление и поведение человека.

На протяжении ряда десятилетий З. Фрейд многократно и по-разному определял понятие "П.". В энциклопедической статье "Психоанализ и теория либидо" З. Фрейд констатировал, что П. называются: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию; 2) основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; 3) созданный в результате этого ряд развивающихся психологических концепций. При этом З. Фрейд подчеркивал, что П. является "беспартийным" и занимает "срединное место" между медициной и философией.

Впоследствии сторонники и противники П. предпринимали многократные попытки создания более ёмкого и точного определения. Тем не менее, общепринятого понятия "П." по-прежнему не существует, поскольку принадлежность к П., психоаналитической парадигме или психоаналитически ориентированным идеям определяется, преимущественно, по самоидентификации и/или самопозиционированию, при одновременном существовании многообразных попыток различных организаций и лиц добиться обретения однозначной определённости посредством административно-волевых решений.

Принципиально важным моментом, принятым всем психоаналитическим сообществом, является чёткое подразделение П. на: 1) классический П., т. е. П. З. Фрейда и 2) современный П., т. е. совокупность разнообразных взаимодополнительных и конкурирующих направлений, течений, школ, учений, теорий концепций, психотерапевтических практик и т. д.

В первом приближении (и с весьма большой степенью условности) можно полагать, что в поле психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей ныне входят следующие направления, течения, школы, учения, доктрины и практики: Аналитическая психология (К. Г. Юнг и др.), Аналитическая трилогия (Н. Кеппе и др.), Антипсихиатрия (Р. Лэинг и др.), Антропоанализ (Л. Бинсвангер и др.), Аутогенная тренировка (И. Шульц и др.), Биоэнергетический телесно-ориентированный психоанализ (А. Лоуэн, Дж. Пьерракос и др.), Гипноанализ (С. Лившиц, Л. Вольберг, Р. Линдер и др.), Гисенская школа (Г. Хейсинг, М. Мёллер, С. Стефанос и др.), Глубокая аналитически-диалектическая психотерапия (Б. Бирман и др.), Групповой анализ (А. Адлер, Т. Барроу, Дж. Морено и др.), Гуманистический психоанализ (Э. Фромм и др.), Детский психоанализ (А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, М. Кляйн, Д. Винникотт и др.), Индивидуальная психология (А. Адлер и др.), Интерперсональный психоанализ (К. Томпсон, Г. Салливан и др.), Медицинская антропология (В. Вайцзеккер и др.), Микропсихоанализ (С. Фанти и др.), Наркоанализ (Дж. Хорсли и др.), Наркопсихотерапия (П. Шильдер и др.), Неопсихоанализ (Г. Шульц-Генке и др.), Неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др.), Психоанализ объективного познания (Г. Башляр и др.), Психоанализ объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер, Г. Когут и др.), Психоаналитическая антропология (Б. Малиновский, Р. Бенедикт, М. Мид и др.), Психоаналитическая герменевтика (А. Лоренцер, П. Рикёр, Ю. Хабермас и др.), Психоаналитическая педагогика (А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, В. Шмидт и др.), Психоаналитическая персоналистика (О. Кернберг и др.), Психоаналитическая социология (В. Огборн и др.), Психоаналитическая этнопсихология (А. Кардинер и др.), Психоаналитическая культурология (К. Леви-Стросс и др.), Психоистория (Э. Эриксон, Л. Демоз и др.), Психосоматика (Ф. Александер, М. Балинт и др.), Райхианский анализ (В. Райх и др.), Реформистский психоанализ (О. Ранк, В. Штекель, Ш. Ференци и др.), Рольфинг (И. Рольф и др.), Селф-психология (психология самости) (Й. Лихтенберг, А. Орнштейн, М. Малер и др.), Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Х. К. Лейнер и др.), Современная психодинамическая психотерапия (Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар и др.), Социометрия (Дж. Морено и др.), Структурный психоанализ (Ж. Лакан и др.), Трансакционный (трансактный) анализ (Э. Берн и др.), Феноменологический психоанализ (Л. Раухал и др.), Философский психоанализ (Г. Маркузе и др.), Фрейдомарксизм (В. Райх и др.), Эгопсихология (А. Фрейд, Г. Гартман и др.), Экзистенциальный анализ (дазайнанализ) (Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, Р. Кун и др.), Экзистенциальный психоанализ (Ж.-П. Сартр и др.) и мн. др.

При этом следует подчеркнуть, что значительная часть участников современного психоаналитического процесса руководствуется идеями не только отличными от идей З. Фрейда, но и диаметрально противоположными им.

В. И. Овчаренко

Оставьте комментарий