Психические состояния человека
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями , среди которых наиболее популярно понятие “ стресс ”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических , но и физиологических состояний , например физического напряжения , утомления и т. д., а также разнообразных явлений , относящихся к другим областям знания.
Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно , Ганс Селье и его школа дали глубокий анализ изменений в организме под действием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.
Против такого смешения выступил , в частности , видный американский учёный Р. Лазарус , предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса , они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула , механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Восстановление гомеостатической устойчивости осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами , которые обусловливают стереотипный характер реакций при физиологическом стрессе.
Анализ психологического стресса , по мнению Лазаруса , требует учёта таких моментов , как значимость ситуации для субъекта , интеллектуальные процессы , личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса , при котором последние являются высокостереотипными , при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказуемы. Так , на угрозу один субъект реагирует гневом , а другой – страхом и т.п.
Другим сложным вопросом , вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы , является соотношение эмоций и стресса. В целом считается , что главной составляющей , “ фундаментальным компонентом ” психологического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности , эмоциональные переживания , эмоциональная насыщенность деятельности выделяются в большинстве исследований в качестве основной характеристики этого состояния. Неудивительно , что некоторые исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние , рядоположенное с другими эмоциональными состояниями ( аффектами , чувствами , тревожностью и др.). Между тем , если исходить из того , что стресс суть особое состояние , то надо признать , что его структура наряду с эмоциональным , включает и другие психологические компоненты ( мотивационные , интеллектуальные , перцептивные и другие ).
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия “ стресс ”, отягощённости его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то , что некоторые авторы этому понятию предпочитают другое – “ психическая напряжённость ”, так как этот термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях.
Итак, состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией , так и особенностями личности , её мотивацией и т. д.