1. Отсутствие взаимного согласия на брак
Требование свободного согласия на брак является настолько существенным для его действительности, что его вернее считать не просто условием, а творческой причиной брака. Чтобы гарантировать свободу вступления в брак, в сам чин венчания, и жениху и невесте задается вопрос, свободно ли их желание вступить в брак, а в случае заявления одним из брачующихся о нежелании это сделать венчание должно быть остановлено. Ввиду такого значения свободного согласия не признаются действительными браки, совершенные по принуждению, а также те брачные союзы, при заключении которых имели место обман или ошибка в лице одного из брачующихся.
2. Возраст
Брачный союз предполагает в брачующихся способность к супружескому сожитию, которое определяется прежде всего возрастом.
В России указом Св. Синода от 17 декабря 1774 г. определено было венчать мужчин не ранее 15 лет, а женщин – не ранее 13-ти, а в 1830 г. высочайшим указом запрещено венчать браки, если жениху нет 18-ти, а невесте 16-ти лет. Этим правилом руководствуется Церковь и по сей день.
С другой стороны, целям брака противоречит и глубокая старость, и Церковь со своей стороны всегда смотрела неодобрительно на браки, заключаемые пожилыми людьми. В церковной практике, которая сложилась за последние 300 лет и ориентируется в этом вопросе на инструкцию патриарха Адриана, закрепленную определением Св. Синода 1744 г., не венчаются браки лиц, имеющих более 80-ти лет от роду.
3. Неспособность к брачному сожитию
По этой причине не могут вступать в брак скопцы и люди, от природы неспособные к половому сожитию или доведенные до такого состояния болезнью.
4. Душевная болезнь
Безумные и сумасшедшие не способны к заключению брака уже потому, что вообще являются, неспособными к самоопределению, так как не имеют собственной воли.
5. Законный брак
Моногамный брак является единственной формой христианского брака, поэтому лишь после прекращения брака вследствие смерти одного из супругов или когда существующий брак расторгнут законным порядком, является возможность вступить в новый брак.
6. Священный сан и монашество
По каноническим правилам Церкви, хиротония представляет безусловное препятствие к браку. Монашествующие не могут вступать в брак уже в силу и по смыслу принесенного ими обета безбрачия.
Вопрос о благословении на брак снявших с себя сан или отрекшихся от монашеских обетов решается епархиальным архиереем.
7. Различие вероисповеданий
Если уже языческий юрист Модестин к существенным признакам брака относил “общение в божеском праве”, то тем естественнее является это требование в христианской Церкви. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными,- говорит апостол Павел,- ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор: 6, 14-15). Поэтому-то апостол заповедует вступать в брак в Господе (1 Кор.: 39), то есть с тем, кто верует в Господа Иисуса Христа.
Однако древняя Церковь по необходимости терпела смешанные браки христиан с язычниками, хотя и подвергала епитимии вступавших в такие браки, и только Трулльский собор 692 г. решительно запретил браки православных христиан не только с нехристианами, но и с еретиками. Таким образом, браки православных с мусульманами, иудеями и язычниками ни в коем случае не могут быть благословлены Церковью.
В Русской Церкви до Петра Великого брак православных с неправославными – католиками и протестантами – тоже не дозволялся. В первый раз на Руси были разрешены смешанные браки в 1721 г.- с условием, чтобы жених прежде вступления в брак дал подписку в том, что он не будет склонять свою православную невесту в свое вероисповедание и не будет ей делать упреков за исповедание Православия, а также в том, что он будет крестить и воспитывать детей в правилах Православной веры.
В 1833 г. было дозволено православным мужчинам жениться на иностранках другого вероисповедания.
Наконец, в 1864 г. разрешено венчать православных невест с иноверными женихами, не состоящими в русском подданстве, без испрашивания Высочайшего соизволения.
С тех пор и по настоящее время смешанные браки православных с неправославными совершаются свободно-с условием, что эти браки должны венчаться в Православной Церкви и православным священником;
при этом пастырю желательно напомнить вступающим в брак об уважении к религиозным чувствам другой стороны и о необходимости воспитывать детей в духе Православия.
8. Родство
Родство как препятствие к браку может быть:
1. Естественным (кровным).
2. Искусственным (производным), которое подразделяется на следующие виды:
а) Свойство.
б) Духовное родство.
в) Родство по усыновлению.
Кровное родство как препятствие к браку
o Кровное родство – это связь, возникающая из происхождения одного человека от другого или из происхождения нескольких человек от одного общего родоначальника. Близость этого родства определяется степенями. Степень родства между двумя родственниками определяется числом связывающих их рождений.
Например, между отцом и сыном – одно рождение, а значит, и одна степень родства.
Между братом и сестрой – два рождения, то есть две степени родства.
Между дядей и племянницей (и, соответственно, между тетей и племянником) – три рождения, то есть три степени родства.
Между двоюродным братом и сестрой – четыре степени родства. – И так далее.
В Русской Церкви, на основании указа Св. Синода от 19 января 1810 г., воспрещен брак до 4-й степени включительно.
Свойство как препятствие к браку.
Свойством называется родственное отношение, происходящее от сближения двух родов вследствие брака их членов. Оно приравнивается к кровному родству; поскольку муж и жена, по Божественному закону, составляют одну плоть, родственники одного супруга становятся родственниками и другого.
Свойство бывает двухродное, то есть возникающее из одного брака, соединяющего два рода, и трёхродное, возникающее из двух брачных союзов, соединяющих три рода (например, между зятем и женой его шурина).
Поскольку муж и жена мистически объединяются друг с другом в одну плоть, то степень двух родного свойства равняется степени кровного родства между одним из супругов и его родственником.
Поскольку сестра и брат находятся во 2-й степени кровного родства, муж сестры будет находиться с ее братом во 2-й степени двухродного свойства.
В трехродном свойстве степень точно так же полагается количеством рождений: например, родной брат мужа приходится жене его шурина в 4-й степени трехродного свойства.
Русская Церковь на основании вышеупомянутого указа Св. Синода считает препятствием к браку двухродное свойство до 4-й степени включительно, то есть запрещаются браки между:
1. Братом мужа и сестрой жены (соответственно сестрой мужа и братом жены).
2. Отцом мужа (жены) и сестрой жены (мужа); матерью мужа (жены) и братом жены (мужа).
3. Отцом мужа (жены) и матерью жены (мужа).
4. Отцом мужа и овдовевшею или разведенною с мужем женою, овдовевшим или разведенным мужем и матерью жены.
Трехродное свойство может быть безусловным препятствием к браку только в 1-й степени.
Фактически такие ситуации возможны только в том случае, если захотят вступить в брак овдовевшие (разведенные) супруги, состоявшие в браке с лицами, находившимися между собою в 1-й степени кровного родства, то есть с отцом и дочерью или с матерью и сыном.
На вступление в брак лиц, находящихся во 2-й и 3-й степенях трехродного свойства, требуется благословение правящего архиерея. Дальнейшие степени никакими ограничениями не связываются.
Духовное родство как препятствие к браку
Кроме кровного родства и свойства, в церковном праве препятствием к браку признается и духовное родство (кумовство), происходящее через восприятие крещаемого от купели святого крещения. Восприемнику мальчика запрещается вступать в брак с его овдовевшей или разведенной матерью, а восприемнице девочки – с ее овдовевшим или разведенным отцом. Попросту говоря, кум и кума не могут стать мужем и женой.
Согласно канонам, при крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции, и поэтому нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по этой же причине не существует духовного родства между крёстным отцом и крестницей и крёстной матерью и крестником. Однако благочестивый обычай не приветствует такие браки, и в случае необходимости подобные вопросы может решать только правящий архиерей. (Решение подобных вопросов следует предоставить правящему архиерею.)
Родство по усыновлению
Родство такого характера являлось каноническим препятствием к браку до тех пор, пока оно совершалось церковным порядком. Но со временем прежние церковные законы, которые приравнивали родство по усыновлению к духовному родству, потеряли свою силу. Однако в самом факте усыновления содержится препятствие к браку нравственного характера. Поэтому Церковь не совершает таинство брака между усыновителями (или их детьми) и усыновленными.
9. Преступление, ведущее к запрещению вступать в брак
В данном случае имеется в виду преступление, направленное именно против брака. Запрещению вступать в новый брак подвергаются все бывшие супруги, по вине которых был совершен развод по причине:
а) двоежёнства или двоемужества (то есть вступление в незаконный брак при существующем законном);
б) безвестного самоукрывательства одного из супругов в течение более 5-ти лет;
в) прелюбодеяния, – то есть тот из супругов, кто нарушил святость брака прелюбодеянием, может вступить в новый брак лишь по отбытии церковной епитимий, в случае же нарушения прелюбодеянием святости и другого брака осуждается на всегдашнее безбрачие;
г) физической неспособности к брачному сожитию.
Все о семье и браке