При каких условиях компенсируется отсутствие зрения?
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии статьи, приведу некоторые теории компенсации зрения.
Не буду загружать длинными и сложными названиями этих теорий, огромными списками их авторов, просто постараюсь кратко объяснить суть каждой из них. Итак:
1. Биологизаторская теория. Согласно ей, если у человека нет зрения с рождения либо он утратил способность видеть в зрелом возрасте, на место зрения сразу заступают: более «острый» слух, повышенная чувствительность кожи, более развитое обоняние. Теория гласит, что слепорождённый человек уже изначально обладает повышенной восприимчивостью и чувствительностью других органов чувств. А это значит, что ничего специально развивать незрячему человеку не нужно, что всё за него сделала природа. Но многолетний опыт тифлопедагогов (педагогов, занимающихся с незрячими) опровергает такую позицию.
2. Теория сверх-компенсации. Её создатели считают, что человек, утративший, например, способность видеть, будет развиваться более ускоренными темпами, чем его здоровый сверстник. То есть, согласно этой концепции, незрячий ребёнок будет превосходить своих ровесников (зрячих) по уровню развития нравственных и волевых качеств, логического мышления, памяти, речи. Эта теория не вполне учитывает роль воспитания и социального воздействия в формировании механизмов компенсации.
3. Социологизаторская или Марксистская теория. Согласно ей, человек может полноценно развиваться только в коллективе, и если «поместить» незрячего ребёнка в «зрячую» среду, воспитывать и обучать вместе со зрячими сверстниками по той же программе и теми же средствами, то такой ребёнок в своём развитии ничуть не будет отличаться от здоровых ровесников. Иными словами, отсутствие зрения легко компенсируется, если игнорировать всяческие отличия, особенности незрячего. Ясно, что в этом случае незрячий человек не получит должного внимания, не будут учтены особенности его восприятия окружающего мира.
4. Теория, согласно которой необходимо в равной мере интегрировать незрячего ребёнка (реинтегрировать поздно ослепшего человека) в «зрячее» общество и в то же время учитывать особенности, связанные с отсутствием или ослабленностью зрения. Это значит, что незрячих школьников нужно обучать по особой программе, но не по уровню сложности, а по формам и методам обучения (не нужно сокращать учебный материал, давать лишь поверхностные знания, нужно лишь подавать его в другой, доступной для незрячего форме и иными методами). Адепты этой теории утверждают, что человек, с рождения лишённый зрения, при соблюдении определённых условий станет личностью : хозяином своей судьбы, членом трудового коллектива, профессионалом своего дела, семьянином, берущим на себя все тяготы и заботы. Какие условия имеют в виду авторы концепции?
1. Культура обращения общества с инвалидами, в том числе и незрячими.
2. Культурный, образовательный уровень конкретной семьи, где есть человек с нарушением зрения.
3. Общий уровень цивилизованности граждан конкретного государства, где проживает незрячий.
4. Наличие возможностей для адаптации и вторичной адаптации незрячих: удобные дороги для хождения с тростью, возможность беспрепятственно получить любое образование в любом соответствующем учреждении, социальное обеспечение: льготы, медицинское обслуживание, возможность беспрепятственного трудоустройства, доступность и возможность приобретения или бесплатного получения технических средств: тростей, компьютеров, диктофонов, говорящих часов и т.п.
Я придерживаюсь, конечно, последней теории.
Таким образом, незрячий или слабовидящий человек при соблюдении названных условий по своему умственному, физическому и психическому развитию не будет отличаться от зрячего, но это развитие будет иметь некоторые характерные особенности, причём, чем более сохранно зрение, тем, естественно, меньше особенностей развития.
Автор – Маргарита Мельникова