ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Признанные исследователи феномена П. – Дж.С. Милль, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Ж.Б. Сэй и др. – полагали, что специфика этого явления, в отличие от хозяйственной деятельности как таковой, состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства и обращения. Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция фон Хайека (см.), который рассматривал П. как деятельность своеобразного типа хозяйственника – предпринимателя (см.), для которого главное – анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т.д. Таким образом, предпринимательское поведение (см.) представляется в той или иной мере инновационным поведением социальных субъектов в сфере производства широкого спектра благ и последующего оперирования ими.
В зависимости от уровня субъекта, посредством активности которого осуществляется предпринимательская деятельность, различают государственное П. и частное П.
Первое представляет собой форму воздействия государства на развитие частной инициативы, а также включает предпринимательскую деятельность государственных хозяйствующих субъектов. Второе является самодеятельной активностью индивидуальных и коллективных хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности. Оба типа П. выполняют в обществе особые функции, а способ их взаимодействия во многом определяет производственную структуру макрохозяйственной системы.
Еще в 1920-е А. Пигу пришел к выводу, что прямое вмешательство правительства в деятельность предприятий, нацеливание их на производство остро необходимых обществу благ целесообразно только в экстремальных условиях (напр., в состоянии войны), когда хозяйственные издержки от грубого государственного вмешательства не принимаются в расчет.
Когда же общество выходит из кризисной ситуации, на первый план выходит задача поддержания оптимальной структуры производства, которая достигается посредством ограничения государственного предпринимательства и усиления частной деловой активности. Отмеченная закономерность предпочтительности частной инициативы для поддержания оптимальной структуры производства при общей регулирующей роли государства сохранилась и к началу 21 в.
Исследования Всемирного банка в 76 странах мира показали, что при минимальных размерах государственного П. (если государственные предприятия производят менее 7% ВВП) темпы экономического роста достигают максимальных значений, и напротив – с увеличением масштабов государственного П. темпы экономического роста падают. Сущность данной закономерности кроется в более низкой эффективности государственных предприятий по сравнению с частными, что было выявлено в ходе ряда международных и отечественных социально-экономических исследований.
В Республике Беларусь со второй половины 1980-х П. прошло в своем развитии три основных этапа: 1) кооперативное П. (1988-1991), при котором основным источником предпринимательских доходов было использование разницы между государственными и свободными ценами; 2) П. в условиях свободного ценообразования (1992-1995), когда происходил бурный рост предпринимательской активности, а сами предприниматели начали осознавать себя как социальный слой со своими экономическими интересами; 3) П. в условиях централизованного государственного регулирования (с 1996 по настоящее время). На данном этапе осуществление масштабной предпринимательской деятельности в Беларуси возможно лишь при непосредственной патерналистской поддержке органов государственного управления. Однако в изначально рыночной предпринимательской сфере возможности использования административно-командных методов управления ограничены, поэтому в основу регулирования предпринимательского поведения целесообразно закладывать предварительно адаптированные экономические методы управления. При этом эффективность государственной политики в сфере П. определяется органичностью согласования экономических интересов предпринимателей с общенациональными интересами.
О.В. Кобяк