ПОЗИЦИЯ – четко фиксируемый и поддающийся объективации фрагмент социальной реальности (см.), в котором физический и символический планы совпадают и могут оказывать влияние друг на друга, взаимодействуя по принципу “обратной связи”. П. характеризуется наличием специфических средств воздействия на массовое сознание (риторических, идеологических, эстетических), которые позволяют индивиду (см.) или социальной группе (см.) идентифицировать себя в качестве субъектов социального взаимодействия. В отличие от страты, соответствующей месту субъекта в социальной структуре, П. предполагает наличие специфической “точки пересечения” дискурсов (см.) и функционирует фактически как механизм переключения каналов социальной коммуникации (см.). В результате П. закрепляется в сознании потребителя как возможность самореализации и социализации (см.) в тех или иных областях социальной деятельности за счет расширения диапазона реализации различных речевых практик.
А.Я. Сарна