ПОТЕБНЯ

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835—1891) — украинский и русский ученый, филолог-славист, этнопсихолог. Создатель учения "О внутренней форме слова", теории психологии искусства. Д-р филологии (1874), профессор (1875). Чл.-кор.

Петербургской Академии наук (1877). За научную деятельность удостоен полной Ломоносовской премии (1875), золотой Уваровской (1878) и золотой Константиновской (1891) медалей. Имя П. присвоено Киевскому ин-ту языковедения. Окончил Харьковский ун-т (1856). В 1860 г. защитил там магистерскую дис.: &quot

;О некоторых символах в славянской народной поэзии" и начал свою преподавательскую деятельность. В 1874 г. защищает докт. дис., посвященную главным образом синтаксическим проблемам — анализу понятий слова, грамматической формы, грамматической категории и др. ("Из записок по русской грамматике", т. 1—2, 1874; т. 3, 1899; т. 4, 1941). С 1875 г. — профессор Харьковского ун-та. Разрабатывал психологическое направление в отечественном языкознании и литературоведении; сторонник этнопсихологии как самостоятельной науки, изучающей высшие духовные образования (речь, мышление, сознание, самосознание и т. п.). Подвергнув историко-психологическому анализу многие древние и современные ему языки, П. раскрыл их знаково-образную природу (учение о "внутренней форме" слова), в которой зафиксировано духовное развитие человечества.

Исследуя психологическую природу языка, отношение мысли к слову, вскрыл историчность человеческой психики, главный механизм формирования и развития которой видел в присвоении практической и теоретической деятельности в формах языка и культуры. Одним из первых в отечественной науке поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов истории мышления в его связи с языком, выдвинул и обосновал положение о единстве сознания и языка ("Мысль и язык", 1862, 1926).

На основе изучения языкового сознания русского народа попытался раскрыть этапы исторического становления и смены форм человеческого мышления (мифологического, научного или прозаического и поэтического). П. обосновывает положение о том, что в истории создания и развития языка отражен процесс становления психики человека вообще и конкретной личности в частности.

Развитие сознания человека он связывал с историческим развитием самого человека, считая, что сознание зарождается на определенной ступени развития психики и первой клеточкой его является слово. Разрабатывал учение о роли языка в психической деятельности, указав, что с появлением слова в психике возникает ядро, вокруг которого кристаллизуются чувственные данные.

В этом — принципиальное различие становления психики человека по сравнению с психикой животных. Применив эволюционно-генетический подход к решению проблемы природы мышления и речи и их взаимосвязи, П. исследовал процессы возникновения художественного образа, значение воображения и мышления в переработке впечатлений, содержащихся в психологическом опыте творца, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека. Проанализировал процесс художественного творчества на всех его этапах — от замысла к созданию целостного произведения и его последующему восприятию. Благодаря работам П. в отечественную психологию искусства вошло понимание художественного восприятия как процесса "сотворчества". Идеи П. стали основой теории и психологии творчества, получили развитие в трудах его последователей и учеников (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.И. Харциев, Б.А. Лезин и др.), представителей так называемой &quot

;Харьковской психологической школы". Кроме указанных выше, автор трудов: "Из записок по русской грамматике", переиздано в 1958—1977 гг.; "Из записок по теории словесности / "Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое", 1905; "Основы поэтики" / "Вопросы теории и психологии творчества", 1910; "Из лекций по теории словесности", 1930; "Эстетика и поэтика", избр. труды А.А. Потебни, 1976.

С.А. Мацейкив

Оставьте комментарий