“ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУВЕРЕНИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ”

“ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУВЕРЕНИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ” (Москва, 1997) – работа Ж.Т. Тощенко (см.), посвященная социологическому анализу этнополитических проблем как эпицентра общественной жизни. События последнего десятилетия в этой сфере достигли драматического размаха, выраженного в военном, политическом и экономическом противостоянии как на локальном, так и на межрегиональном уровне. Вопреки надеждам теоретиков нового политического мышления истекшее десятилетие показало, что люди в большей степени готовы идти на жертвы во имя поливариантной этнической идентичности, чем стремиться к выдаваемым за общечеловеческие ценностям западной цивилизации.

>В книге Ж.Т. Тощенко дается профессиональное осмысление динамических процессов этнополитической жизни в границах распавшегося СССР и современной России за истекшее десятилетие.

В состав очерков вошел ряд публицистических статей и научных докладов автора, с которыми он выступал преимущественно на страницах популярных изданий. В целом рецензируемая книга представляет собой своеобразный свод аналитических обозрений тех событий и процессов, современником которых автор выступает, оценивая и прогнозируя ход их развития.

Своеобразной точкой отсчета для автора служит эпоха перестройки, всколыхнувшая массовые этнополитические движения, сотрясающая мощь которых разрушила единое и целостное пространство Союза ССР. Однако ученый отмечает, что разрушительная энергия межэтнической направленности накапливалась десятилетиями. Исход русскоязычного населения из бывших союзных республик имел предысторию.

Симптомы этого процесса автор обнаруживает еще в середине 1970-х. Именно тогда в первой среди этих республик – Грузии демографами было зафиксировано сокращение числа русских, проживающих на этой территории. Но проблема беженцев возникла значительно позже – на рубеже 1990-х.

Социологический анализ свидетельствует о размахе страданий миллионов людей, оказавшихся в такой ситуации, как об одной из самых “болевых точек” в постсоветском обществе. Не случайно эта тема занимает в очерках одно из ключевых мест.

С перестройкой автор связывает появление ряда мифов, пополнивших идеологию как систему “ложного сознания”, компрометирующую один народ в глазах другого (например, армяне – азербайджанцы, грузины – абхазцы, русские – украинцы и т.д.). Идеология, пронизывающая духовную сферу жизни, дала начало экономическим и политическим процессам, в русле которых продолжала развиваться этно-социальная напряженность в обществе. Периодизация ее развития и эволюции этнополитических процессов, согласно Ж.Т.

Тощенко, такова: до 1987 кризис вызревал в основном в духовной сфере; на рубеже 1987 – 1988 доминировал процесс формирования национального экономического сознания; следующий этап – политическая эскалация напряженности. Каждый из этих этапов получил в книге лаконичную и емкую характеристику. Фаза национального движения в духовной сфере была связана с развитием самосознания, исторической памяти, консолидацией и активизацией националистических сил.

Далее следует устремление к экономической независимости, мифическое упование на которую обернулось огромными издержками для абсолютного большинства членов общества и экономики каждой из вновь образованных стран. А политическое завершение пространственной трансформации постсоветского общества привело к целому ряду войн и конфликтов с последующим долгим и трудным поиском способов согласования национальных интересов и путей регуляции взаимоотношений, форм сотрудничества.

Рецензируемая книга изобилует интересными социологическими обобщениями. В этом плане показательна классификация уровней этнонапряженности, в рамках которой автор выделяет и характеризует этноограниченность, этноэгоизм и этнофобию.

Описанные в книге “болевые точки” межнациональных отношений “привязаны” к определенным зонам постсоветского пространства, в котором Ж.Т. Тощенко выделяет следующие зоны: острых кризисных ситуаций (военных конфликтов или балансирования на их грани); потенциальных кризисных ситуаций; сильного регионального сепаратизма; среднего регионального сепаратизма; вялотекущего сепаратизма.

Интересны созданные автором сценарные варианты развития этнополитического процесса, которые составляют вероятностный прогноз развития событий, начиная с первого, так называемого идеального варианта, – до четвертого, “югославского”, в рамках которого возможны эскалация насилия и страданий миллионов людей.

По какому пути будут развиваться события? Это во многом зависит от реализации геополитической стратегии, варианты которой автор связывает с идеями Евразийского Союза (первый вариант), идеей возрождения СССР (второй), Союзом Отечества (третий), Славянским флюсом (четвертый) либо с другими вариантами. Прогнозируя линию развития событий, Ж.Т.

Тощенко пишет: “В целом период до 2000 года не будет годами противостояния непосредственно национальных групп или конфессий.

Это будет время “войны” федеральных и национально-республиканских структур по поводу раздела государственной собственности и полномочий, вопросов о гражданстве, о государственном языке и, особенно, по поводу продажи (или перераспределения) земли”. О том, в какой мере данный прогноз сбывается, можно судить по событиям 1996 – 1997.

В контексте распада и созидания постсоветского пространства автор акцентирует внимание на новом понимании федерализма, важнейшим свойством которого ему представляется принцип не иерархии, а асимметричности, который, согласно автору, исключительно важен для решения проблем национального строительства в современных условиях, поскольку предполагает многозначное, а не однопорядковое решение национального вопроса и более верно отражает многообразие интересов, учитывает разнонаправленность устремлений и потребностей различных национальных групп. На наш взгляд, идея асимметричности не утратила бы своей привлекательности и при обозначении достоинств альтернативных моделей федерализма. При этом эффект сопоставления, диалогичности усилил бы научную состоятельность работы.

Большой интерес для этносоциологии и политической практики в области межнациональных отношений представляет проблема диаспоры. В аспекте современной трансформации этнического пространства эта категория занимает исключительно важное место. Ж.Т.

Тощенко отмежевывается от претензии на исторический обзор диаспор в мире и его отдельных регионах. Однако очерк, посвященный диаспоре, представляется вполне глубоким и состоятельным как в теоретическом, так и в историческом плане. Исследование феномена диаспоры автор проводит в аспекте описания ее социальной природы, типологии и функций. Можно согласиться с данной в очерках критикой концепции национальной политики, не учитывающей категорию диаспоры в качестве действенного инструмента регуляции межнациональных отношений в поисках путей мира и согласия.

>Наряду с категориями науки язык автора насыщен образными сравнениями, метафорами, усиливающими эмоциональное воздействие на читателя. В этом ключе выдержаны рассуждения о формах “территориального мародерства”, феномене “бытового шовинизма и национализма”, “языковом беспределе” и других гранях развития и проявления этносоциальных конфликтов.

Между тем включение в очерки подобных метафорических определений, на наш взгляд, несколько снижает статус научно-объективного подхода. Подчинение излагаемого материала эмоциональной схеме в актуальном плане кажется более привлекательным, однако со временем сказывается изъян некой одномерности, преодоление которого становится важным условием развития темы.

В заключение следует сказать, что в этносоциологических очерках заинтересованный читатель найдет ответ на многие волнующие современное российское общество вопросы, возникшие на гребне волны обострения межнациональных отношений.

Можно с уверенностью сказать, что эта книга содержит исключительно актуальную для современных теоретиков и практиков систему научных взглядов, изложенных в популярной форме, доступной для широкой аудитории. Эмоциональное изложение материала не умаляет той объективности и здравомыслия, а также логики разума, дефицит на которые сказывался на протяжении многих лет при обсуждении межэтнических проблем. Пафос книги – это призыв к ответственности и толерантности. Поэтому очерки представляются столь полезными для дела образования и воспитания. Их можно рекомендовать в качестве настольной книги политическим деятелям, руководителям различного ранга, а также преподавателям высшей и общеобразовательной школы, студентам и учащимся, всем, кто интересуется вопросами национальной политики.

В.А. Писачкин

Оставьте комментарий