Постсоционика
Соционика поднимает вопросы, которые не могут быть рассмотрены только в рамках ее предмета. Часть из них выходит намного дальше. Я бы назвал эти вопросы постсоционикой. Одним из таких вопросов является вопрос определенного выхода за рамки ТИМа. Дело в том, что, изучив материал, которым занимается соционика (в инструментальном прочтении), мы приходим к очень интересным выводам. Дело в том, что сам ТИМ – это просто банальный механизм в каждом из нас. То есть, ЛСИ – это не человек, а просто шаблон, способ обработки информации. Их 16 и все они устроены очень банально. Можно сказать, что они – самая банальная и примитивная часть устройства психики человека, связанная с информацией. Каждый человек ищет себе плюсы на ценностные функции, «раздувает в них из мухи слона» и старательно избавляется от минусов на них. Таким образом, каждый человек живет в своем собственном мире иллюзий, не видя объективной картины мира, а только ее преломленной и искаженной версии. Чтобы увидеть объективную – нужно выйти за рамки своего типа. Что для этого нужно? Перестать делить информацию на хорошую и плохую, избавиться от привычки все оценивать с позиции хорошо / плохо. Основная часть информации отбрасывается на функции самооценки, которая отбрасывает всю потенциально опасную информацию. Чтобы это остановить – нужно произвести расщепление третьей функции, описанное в видеолекциях Игоря Калинаускаса.
Дело в том, что в автоматическом режиме она осуществляет функцию самоконтроля, автоматически держит вас в определенном поле информации. Если его ослабить – то постепенно самоконтроль заменяется самосознанием. Это не так просто, но со временем вы учитесь принимать любую инфорамацию, частично избавляясь от механизма вытеснения в себе. Все, что вытесняется – становится добычей бессознательного, а потом может, скажем, являться нам во сне. Ведь на самом деле под гипнозом человек может вспомнить все, что когда-либо видел или слышал. Поэтому, отказавшись от оценки, мы учимся усваивать информацию в большем объеме, меньше вытесняется в Бессознательное и потом имеет над нами власть. Еще Карл Юнг описывал, что оно постоянно врывается в нас и управляет нашими действиями не меньше, чем сознательное. Ведь для самосознания все равно, какая именно информация приходит – хорошая или плохая.
Это связано с тем, что оно обусловлено только изнутри, субъективной реальностью. А вот самоконтроль обусловлен объективной, поэтому для него важно держать ситуацию под контролем, он не может пропустить негативную информацию, скажем, чтобы не разрушить сознание, которое «сидит» на первой функции, но это происходит из-за того, что оно тоже обусловлено внешне. Для превращения самоконтроля в самосознание нужно эту самую обусловленность переместить внутрь себя. Что-то вроде того, что надо сказать себе «я такой, какой есть». С этого момента вам уже нет надобности так тщательно фильтровать поток информации, вы по-прежнему являетесь представителем определенного социотипа, но нет необходимости в ее столь мощной фильтрации. То же самое происходит, когда вы налаживаете контакт с представителем противоположного типа, ведь он открывает вам теневую сторону вашего собственного типа, которой вы тщательно избегаете. Противоположник помогает вам с ней познакомиться и соединить со «светлой». В результате, в обоих случаях вы начинаете работать по всем аспектам, а не только ценностным.
Человек, который получается в результате, меньше придает значение внешним факторам, более маневренен в своей деятельности, ему нет надобности строго следовать шаблонам своего типа. Если вы Горький – то меньше значения придаете принципиальности, внутренней непротиворечивости, где-то можете и сами себе попротиворечить, ничего страшного. Когда кто-то говорит вам о своих симпатиях – то не обязательно сразу этим внушаться. Вы становитесь немного артистом, действуете по ситуации. Внешняя обусловленность перестает играть столь же сильное значение, как и раньше. Поэтому ей на смену может прийти только хорошая игра. Игра в то, что это на самом деле важно. Только не нужно думать, что раз игра – то значит сразу ложь. Нет, это действительно для вас имеет значение, но только потому, что вы этого захотели сейчас, а в другой момент времени вы уже хотите совсем другого. Как река, которая может принимать абсолютно любую форму в зависимости от места, где она протекает.
Полной независимости, конечно, достичь сложно, но теперь вы можете намного больше, чем раньше. Уже нет ничего такого, чего вы бы не могли добиться, так как это полностью зависит от вашего внутреннего «Я», самосознания, а не самоконтроля. Да, это не всегда просто, но механизм этот универсален, если не удается сразу достичь этого состояния, то можно просто «обнуляться» каждый раз, когда этого не получается достичь. Для этого просто снова говорите себе: «я такой, какой есть» и все, дальше все внешнее утрачивает важность. Дальше вы опять можете делать все, что считаете нужным. Очень полезно бывает осознать структуру вашего «Я». Так вот, оно состоит из вас внешнего и внутреннего. Вы внешний – это «Я как он», та версия, которую вы всем хотите «всучить», ваша «таковость», так как вы как бы говорите им «я – такой». Это – та причина, по которой женщины так злятся, когда видят фотографию, на которой они себе не нравятся. Вы внутренний – это «Я как я».
То есть тот, который внутренне обусловленный. Я как они – это то, к какой группе вы себя причисляете, с кем вы «заодно». Ваше «Я как он» находится в определенной связи с тем, как вас видят окружающие вас люди. Они вас видят каждый чуть-чуть по-своему, но и общее у этого тоже есть. Так вот в действительности, «Я как он» – это не совсем вы. Он порожден обществом, а не вам самим. Это то, каким вы должны быть с его точки зрения, но в вашем прочтении («Надо»). Оно заинтересовано в том, чтобы вы так думали, что это – вы. А ну-ка давайте копнем и посмотрим, что сидит в этом самом месте? Каким вы хотите, чтобы видели вас другие? Умным, сильным, красивым, успешным, популярным. Надо создать семью, родить наследников, купить машину, дом, ездить за границу отдыхать, быть кому-то нужным, вообще много чего, что надо и, наконец, в полном славе и почете помереть когда-нибудь. Только об этом нам постоянно говорит общество, подкидывая новую порцию того, что именно нам «надо». Только подумайте, а надо ли вам это на самом деле или просто кто-то вам об этом сказал, что «оно» вам надо? Наше общество – это общество потребления, поэтому этот механизм – гарантия его стабильности.
Что будет, если люди разом перестанут думать, что это все им надо? Перестанут продаваться товары, люди перестанут быть предсказуемыми, нельзя будет уверенным ни в чем. Но, если жить только этой внешней обусловленностью – что останется от вас самих в этой жизни? Только биография: родился, учился, работал, женился, воспитал детей, умер. Только что в этом будет от вас самих? Очень немного. Огромное количество людей, только внешне обусловленных, живут именно так. Жизнь проходит, но их самих в ней так и не было, вместо них живет «Я как он», продукт, порожденный обществом в защитных целях. И механизм расщепления третьей функции позволяет вам его обнаружить в себе и начать жить на уровне сущности, внутренней обусловленности, «Я как я».
То есть не гнаться за тем, чтобы все это иметь, быть кому-то нужным (самая идиотская из придуманных обществом потребностей и, очевидно, нужная именно ему, чтобы легко можно было кого-то использовать по своему желанию), а делать только то, что на самом деле вы хотите делать. А если даже и вынуждены делать что-то, что вам не очень хочется – можно и это полюбить, если не говорить, что это «надо». А потом найти себе то, к чему именно у вас лежит душа. Если вы проделали этот путь – многое вам будет даваться намного проще, вы перестанете быть только продуктом общества, «Я как он». Правда, вам сразу же об этом напомнят ваши близкие, скажут: «чего-то ты как-то изменился, был такой, а стал сякой», так как вы в любом случае измените свою «таковость», а все такие вещи всегда отслеживаются обществом, но это мелочи в сравнении с тем, что именно вы можете теперь. Если же это вас расстраивает – подыграйте им, восстановив свою «таковость» в их глазах как вы были до того, как расщепили свою третью функцию. Можете теперь для этих целей использовать именно ее, а для других, скажем, для работы – придумать себе совсем другую, более подходящую для этого дела. Если вы совсем откажетесь от нее, то вас могут начать считать психом, так как поведение ваше будет слишком непредсказуемым, во всяком случае «неадекватом» вас точно будут считать. Поэтому это – лучший вариант и вообще, ни к чему общество слишком уж нервировать, оно же не виновато, что вы теперь от него не зависите. Главное отличие вас теперь – отсутствие негатива на минус, выдаваемый на ценностные функции. Полностью от этого, конечно, избавиться сложно, да может и ни к чему, но тем интереснее.
Ну, минус, неприятно, но если осознавать весь механизм информационного метаболизма – то становится понятно, что он – тоже только его порождение и общества, которое научило вас воспринимать его именно как минус, а с точки зрения внутренней обусловленности – это вообще не важно. В определенном смысле постсоционика позволяет вскрыть весь механизм информационного метаболизма и выйти за рамки внешней обусловленности, что влечет развитие сущности человека и существование на уровне независимой от него, только внутренне обусловленной единицы. Это то, что в эзотерике обычно называется воином – человек, который идет только своим путем. Многие в детстве мечтали кем-то стать, но отчего-то потом так и не стали. Почему? Только потому, что внешняя обусловленность взяла верх над внутренней. Теперь же, отбросив ее, можно снова попытаться стать тем, кем хотелось, и нет никаких причин этого не делать, если желание все еще осталось, а может быть, можно найти себе более интересное занятие – решать теперь только вам.
Автор – Голихов Дмитрий
Источник – "Инструментальная соционика"