Детство подождет?
Люди играют всю свою жизнь, начиная с младенчества и до самой старости. Но больше всего игра необходима в возрасте 2-6 лет. Этот детский возраст психологи называют годами игр. Однако, то, сколько времени современными педагогами выделяется детям на игру в наши дни, вызывает опасение у психологов.
В 21 веке педагоги больше стараются обучать всему и воспитывать детей. Малышей заставляют делать развивающие их способности задания, играть в развивающие игрушки, а также чуть ли ни с рождения «зубрить» английский язык. Взрослые придумали много умственно развивающих занятий для детей, которые называют «обучением играючи», хотя с настоящей игрой это никакого отношения не имеет, это только учеба. Настоящая же игра начинается только тогда, когда ребенок, спасаясь от всех взрослых, уходит в свой внутренний мир и придумывает себе игру сам.
Играть или учиться?
Во время игры ребенок по-настоящему раскрывается. У него появляется свое видение мира, свои ощущения, чувства, мнение к тому, что его окружает. Тогда как во время обучения внешний мир и его правила воспринимаются ребенком как неоспоримая правда. Здесь скрываются два подвоха. Первый – ребенку дошкольного возраста может не хватить опыта понять информацию, полученную во время обучения. Второй – личность дошкольника еще только формируется, поэтому полученная во время учебы информация может оказать огромное влияние на личность ребенка, став искусственной гранью его «Я». Играя же, ребенок изменяет окружающий его мир так, как ему хочется. Оставаясь собой, он изменяет мир. Во время обучения же ребенок сам подстраивается под окружающий его мир. Одним словом, лишая ребенка игр, появляется риск лишить его и своего настоящего «я».
Почему важно играть?
Во-первых, играть ребенку очень нравится. Даже все препятствия, возникшие в процессе игры, привлекают малыша: ребенок их преодолевает и это делает игру еще более восхитительной. Во-вторых, игра, в отличие от учебы не напрягает ребенка. Кроме того, во время игры малыш знакомится с окружающим его миром. Исследования последних десяти лет показали, что дети, которые проводили много времени за игрой, росли эмоционально, социально и физически полноценными. По мнению немецкого психолога Армина Кренца, игра развивает в еще маленьком ребенке все основные качества, необходимые для будущей самостоятельной и ответственной жизни. Играя, ребенок не только по-своему повторяет случившиеся события и переживания, но и подсознательно справляется с конфликтами, случающимися в настоящей жизни. А положительные последствия игр в детстве проявятся уже во взрослой жизни.
Не наигравшийся в детстве ребёнок менее одарен.
Прекрасно, если ребенок, недавно отметивший свое 7-летие, заявит: «Надоел садик, тут нечего делать!». Это признак того, что ребенок хорошо использовал «период игр» и подготовлен к новому этапу жизни – этапу обучения. Практика доказывает, что дети, которые могли играть сколько захотят, еще до школы очень хотят учиться, а в школе их учеба проходит успешно. Если же трехлетнего ребенка с утра до вечера заставлять учиться и водить в различные кружки, не удивительно, что достигнув шестилетнего возраста, такой ребенок будет уже уставшим от умственного труда, а достигнув двадцати лет будет не только уставшим от умственной деятельности, но будет также страдать от нехватки эмоционального и социального интеллекта. В общении и чувствах такой человек будет очень жалок. А возможно у него даже будет нарушено ощущение действительности.
Очень часто психологи дискутируют, сможет ли ребенок, общаясь только с взрослыми и не имея возможности играть со своими ровесниками, приобрести необходимые для него социальные навыки. Есть люди, думающие, что это возможно, ведь ребенок прекрасно может подстраиваться. С другой стороны, очевидно, что ребенок имеющий возможность играть со своими ровесниками обретает разносторонний опыт. В Норвегии проведенные опыты доказали, что дети, которые росли отдельно от других детей, даже пропустив два месяца в начальной школе, отстают от своих одногодков в способности понимать и принимать взгляд других людей на разные вещи. Исследованиями также доказано, что дети, имеющие хорошее воображение, обладают и более высоким уровнем интеллекта, им проще учиться и преодолевать все препятствия.
Играть важно, потому что:
• В процессе игры ребенок учится понимать окружающий мир и себя. Играя, малыш открывает себя, познает, что он чувствует, как понимает то, что происходит вокруг;
• В процессе игры формируются ценности. Игра – это форма исследования. Игра отражает идеалы ребенка, которые в свой мирок он добавляет из мира взрослых. Так понемножку формируется жизненная позиция ребенка;
• Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности. Белая простыня превращается в халат врача, обычная палочка – в волшебную палочку, листок, вырванный из записной книжки – в выписанный рецепт, а кукла или плюшевый мишка – в пациента. Такие творческие игры – одно из главных занятий для детей дошкольного возраста;
• Игра развивает ум. Во время игры ребенок сталкивается с какими-то проблемами и учится выражать свои мысли словами. Играя, ребенок также развивает мышление, словарный запас и воображение;
• В процессе игры ребенок учится искать альтернативу. В голове у ребенка частенько рождаются хорошие идеи. Например, что зонт защищает от дождя, а если его перевернуть – он похож на корабль. Дети, родители которых не дали возможности искать альтернативу, обычно быстрее подаются панике и не верят в возможность альтернативы;
• Игры повышают уверенность в себя. Играя, ребенок учится справляться с трудностями, поэтому играть ему, никогда не надоедает. Игры вдохновляют и прибавляют уверенности в своих силах;
• Играя, ребенок учится общаться с другими людьми. В процессе игры дети ссорятся, но также учатся мириться, искать компромисс, создавать новые правила, которые по вкусу всем участникам игры. Перевоплощаясь из одной роли в другую, ребенок учится оценивать ситуацию со стороны;
• Игра развивает моторные навыки ребенка и другие способности. Современные дети двигаются очень мало, поэтому моторика у них плохо развита. А мамы часто обращаются за помощью к логопедам из-за неправильного произношения. А ведь эти две вещи взаимосвязаны.
Три главных вопроса
1. Не так все делаешь, неправильно! – кричит разозленная мама, когда сын в пятый раз разрушает им же построенную башню. Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?
К организации игры надо подходить очень осторожно – ведь есть риск не только перешагнуть границу дозволенности, вмешаться слишком сильно и уменьшить, а то и вообще уничтожить творческие способности ребенка. С другой стороны, дети подражают взрослым, поэтому играть вместе полезно. Однако, родители не должны доминировать, а быть лишь смотрителями. Способность играть ребенку дана с рождения, но, только играя свободно ребенок может раскрепостить всю свою фантазию. Поэтому лучшая игра – неожиданная, спонтанная. Если ребенок не просит помощи, не лезьте, так как без препятствий, игра может быстро наскучить Вашему чаду. Абсолютно лишними являются и Ваши предложения ребенку, что ему делать. Ведь скука тоже является причиной творчества. Скучающий ребенок еще раз осмотрит окружающую его среду и предметы, и словно спросит сам у себя: «Чем же мне сегодня заняться?». С другой стороны, очень часто вопрос ребенка – «Чем мне заняться?» скрывает просьбу «Давай поделаем что-нибудь вместе!». В таком случае ребенку можно предложить «поиграть» вместе в домашние заботы: приготовить печенья, пропылесосить ковры или протереть мокрой тряпкой пол. Ребенку это будет очень интересно. Играя таким способом, ребенок обретает новые идеи для своих последующих игр.
2. Сколько времени в день должен играть ребенок?
Чем больше – тем лучше. Проведите эксперимент: в обычный рабочий день проверьте, столько часов Ваш дошкольный ребенок проводит за игрой. Если хотя бы 5-6 часов, это уже неплохо. Хотя в идеале должно быть 7-8 часов.
3. Какая обстановка более благоприятна для игр?
Для творческих игр нужен простор, время, немного игрушек и внимание взрослых. Для творческих игр нужны средства. Но это не кроссворды и конструкторы, а просто универсальные игрушки, изготовленные из натуральных материалов. Это могут быть каштаны, камешки, опавшие листья и другие дары природы. Ведь дети любят нашими руками изготовленные игрушки: мамой сшитую куклу, папой вырезанную лошадку, няней вышитого мишку. Следует также не забывать и о ширме, необходимой для того, чтобы ребенок мог убежать от мира родителей и полностью окунуться в свой Мир игрушек. Следует также не забывать и о безопасности ребенка. Взрослые должны подходить разумно к играм детей и не мешать играть.
Статья предоставлена интернет-магазином «Мир игрушки»