Старший дошкольник – это маленький фантазер, неутомимый исследователь, постоянно познающий неопознанное. Мы, взрослые, окружающие наших «фантазеров», должны поддерживать процесс построения гипотез и поиска их доказательства, стимулировать интересы наших детей.
Ребенка старшего дошкольного возраста характеризуют желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.
В то же время он должен постоянно побуждать детей «спрашивать». Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.
На все вопросы детей надо отвечать точно и доступно. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый будет, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, энциклопедиях.
Взрослым необходимо помнить еще об одном существенном моменте: они должны научить дошкольника не только задавать вопросы, но и формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали к ответу и мыслительной деятельности.
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы». Необходимо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». И хвалить ребенка не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы: «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы».
Взрослый не должен смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Нужно помнить, что он имеет право на ошибку. Поэтому лучше учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме.