Почему снится город и океан? Записки психоаналитика
Мне, как врачу, который в течение многих лет занимался толкованием сновидных символов, по-прежнему приходят письма с просьбой прокомментировать тот или иной сон. Замечу, что практика толкования сновидений не имеет ничего общего с врачебным консультированием, поскольку все эти люди вполне здоровы, а их описания относятся к житейским ситуациям.
В предыдущих публикациях нами рассматривались сновидения, основным элементом которых были патроны , число пять, старуха и умерший любимый. А в одном из сновидений все события присходили в комнате с зеркалами. Был даже сон, в котором фигурировали мертвые украинские политики.
Так и в этот раз одна из читательниц моего психоаналитического блога предложила для интерпретации свое сновидение, описание которого я привожу здесь с некоторыми сокращениями.
«Я нахожусь в Италии, вместе с сестрой и ее мужем сижу в уютной кофейне. Чувствую себя счастливой, так, как может чувствовать себя человек, впервые оказавшийся на мощеной площади европейского города. Хочу попасть в посольство. Начинаю восхождение по узким улочкам и, наконец, оказываюсь на открытой площадке с гигантскими валунами. Вижу площадь, не спеша, спускаюсь к ней. Однако боюсь бездомных собак. Меня сопровождает какой-то сомнительный молодой человек в шляпе, и я, наконец, внизу. Передо мной огромный холодный океан.
Вместе с попутчиком захожу в бетонный ангар. Там находятся какие-то люди. Неожиданно один из них пронзает саблей другого. Понимаю, что необходимо срочно уходить отсюда. Покидаем это здание. На пути у нас стена, которую нужно обогнуть. Мой спутник пытается помочь мне перелезть через нее, но из-за скользкого мха я не могу удержаться. Падаю в пропасть, обратно в сторону океана. Мужчина хватает мою руку. Тащу его за собой».
Попробуем разобраться с психологическим значением такого запутанного сюжета. По моему убеждению, сон демонстрирует ситуацию внутреннего конфликта, который имеется у рассказчицы. К такому выводу заставляет прийти анализ отдельных сновидных элементов. Например, все «ночные» события начинаются в городе, символизирующем психологический порядок, внутреннюю целостность. Выход за пределы такого окультуренного пространства демонстрирует начало кризиса, развитие у сновидицы эмоционального стресса.
Далее в рассказе появляются гигантские валуны. Подобный образ твердого камня также связан с представлениями о душевной гармонии. В нашем случае монолитные каменные образования являются признаками того, что в каких-то ситуациях молодая женщина не проявляет достаточной гибкости, что создает ей дополнительные трудности.
Едва будет отличаться какой-то новизной и объяснение элемента «бездомные собаки». Это – наши инстинкты, которые олицетворяют голодные и агрессивные животные. Их поведение заставляет думать о хаотичном состоянии эмоциональности, подпитываемом внутренними проблемами.
А какой смысл заключен в детали «восхождение»? Дело в том, что поднятие вверх главного персонажа сна, с которым сопоставляет себя читательница психоаналитического блога, означает ее движение в сторону сознательного, ориентацию на рациональность и идеалы.
Интересен и природный символический образ – холодный океан. Обычно вода символизирует в сновидениях бессознательную сферу. В нашем случае бескрайность водной массы можно интерпретировать как признак, указывающий на то, что в рассказе речь идет о коллективном бессознательном, которое также называют генетической памятью или скрытыми архаическими переживаниями. Исходящий от океана холод подчеркивает безличность этой психической области, ее агрессивный характер, нередко проявляющийся по отношению к отдельному человеку.
В сновидении имеется пространственное противоречие, которое наделено своеобразным символизмом. Обычно вода находится ниже уровня некой поверхности. Здесь же мы видим прямо противоположную картину. Наша героиня поднимается вверх, вместо того, чтобы спускаться вниз. Налицо конфликт с бессознательными установками. Не исключено, что образ холодной воды напрямую связан с «охлажденной» эмоциональностью у женщины, наличием каких-то нерешенных эмоционально значимых затруднений.
«Сомнительный мужчина-попутчик» – явно какая-то теневая фигура, персонифицирующая вытесненные мысли, неприятие человеком каких-то переживаний. Одновременно с этим появление такого персонажа свидетельствует о существовании у рассказчицы проблем во взаимоотношениях с противоположным полом. Не исключена излишняя доверчивость к мужчинам.
«Ангар» – здание полусферической формы. Здесь необходимо учитывать то, что круг или шар – это фигуры, которые также символизируют внутреннюю согласованность. Использование в строении здания лишь половины такой геометрической формы означает внутренний конфликт, что затем подтверждается эпизодом, в котором происходит убийство человека. Использование при этом сабли – предмета явно фаллической конфигурации, подчеркивающей жесткий, типично мужской характер реакций – означает, что часть трудностей, имеющихся у сновидицы, связаны с ее непримиримой позицией по отношению к каким-то жизненным обстоятельствам.
После обсуждения сна ко мне пришло письмо, в котором молодая женщина высказала по этому поводу свое мнение. Оказывается, образ мужчины в шляпе заставил ее вспомнить о неких событиях четырехлетней давности, которые «пошатнули ее самооценку». Видимо, речь шла о разорванных любовных отношениях, причинивших душевную боль. Говоря об этом, она уточнила: «Насчет доверия – первоначально я отвергла эту фразу, потом же поняла, что так и есть: доверяю людям и не жду от них плохого, однако такое отношение проявляется далеко не ко всем».
Автор письма согласилась и с толкованием сцены, в которой для убийства используется сабля. Опубликованный комментарий заставил ее о многом задуматься.
Автор – Сергей Выгонский