Откуда берутся «белые вороны»?
Кто такие эти «белые вороны»? И почему они белые? Почему все вороны, как вороны – черные, а белые, ну, как бельмо в глазу, так сильно выделяются на общем вороньем фоне?
Еще Бальзак говорил: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Так кого же можно считать «горбатыми»? Нас, обычных серых, или тех самых, не вписывающихся в наши рамки жизнепонимания? Конечно же, не будем так категоричны, ведь, и те, и другие, все мы, имеем право на существование выражения своей индивидуальной сущности.
Не потому ли все, что не укладывается в рамки общепринятых норм и правил, привычных для определенного общества, времени, национальных устоев и традиций, выпадает из обычного восприятия и становится чем-то особенным, по-иному существующим. А индивидуумов, так непохожих на других, называют «белыми воронами». Чем же они так отличаются от нас, обычных?
Люди, выделяющиеся из общей массы людей, обладают зачастую редкими способностями и даже талантами, которые под их чутким руководством становятся реальным воплощением чего-то немыслимого, удивляющего и порой восторгающего окружающих. Существует несколько видов реакций на нечто необычное со стороны наблюдателей странностей, изумляющих всякое нормальное понимание вещей.
Что значит «нормальное»? Это все то, к чему мы привыкли? Наверное, это все то, что нас не удивляет и не вызывает эмоций со знаком вопроса.
Как было сказано выше, есть среди нас такие, кто, замечая нечто отличительное в реальной жизни, начинает удивляться или даже восхищаться этими «необыкновенностями». Но есть и другие люди, которые, замечая странности «белых ворон», не могут скрыть своего раздражения. Такая реакция говорит о неприятии иного, привычного общепринятого стандартного устройства всего сущего вокруг них.
Но какая реакция не случалась бы на предмет возникновения странностей в поведении, в результатах творчества или еще чего-нибудь, «белых ворон» не становится меньше. Они всегда были, есть и будут. Так уж устроена природа, что в любом обществе всегда находится человек, который способен удивить цветом выражения своего мышления, соответственно, и поведения.
Кто они, «белые вороны»?
Можно ли назвать «белыми воронами» некоторых выдающихся ученых, музыкантов, художников и поэтов? В большинстве случаев все-таки можно ответить положительно. Да, практически всех выдающихся деятелей науки и искусства природа одарила богатыми талантами, яркость которых находит свое отражение не только в их уникальных достижениях, но и нередко в поведении и образе жизни. А это как раз может служить убедительным подтверждением того, что талантливых людей можно считать «белыми воронами». Ведь их незаурядность выходит далеко за рамки ординарных норм.
Вспомним великих: Леонардо до Винчи, Никола Паганини, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали… Какие ассоциации возникают в памяти при чтении этих и многих других имен? Скромное человеческое сознание впечатляют шедевры, созданные великими гениями, а также истории из их жизни, долетевшие до наших времен.
Иногда гениальность граничит с безумством и настолько неожиданно поражает сложившееся понимание вещей, что расценивается как отклонение от нормы. Людей, проявляющих неадекватность в поведении в некоторых случаях, психиатры считают психически нездоровыми. Но история показывает, что многим из великих гениальностей их странности в поведении и даже образе жизни совсем не мешали создавать прекрасные творения ума и души. Может быть, безумные, ничем не объяснимые поступки – это и есть расплата за гениальность?
Но всегда ли «белые вороны» талантливы?
Люди, отмеченные знаком гениальности, обладают даром передавать свое мироощущение, свое видение мира каким-то очень глубоким, тонким способом, недосягаемым для окружающих.
Всегда ли «белые вороны» являются «белыми»?
В настоящее время, в частности, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, которые для этого прибегают к самым необычным способам. Не умея выражать свою индивидуальность через создание чего-то нового, креативного в творчестве или науке, они выделяются через необычное изменение своей внешности. Для этого молодые люди одеваются так, чтобы резко отличаться от всех остальных. А в некоторых случаях выражение их внешнего облика противостоит принятым общественным нормам и это вызывает, по меньшей мере, легкое замешательство со стороны старшего поколения.
Люди, пытающиеся выразить свою индивидуальность, непохожесть, выражают ее в меру своих интеллектуальных и творческих способностей. Если человек просто не знает, как по-другому показать свое «я», кроме как выкрасив волосы в сине-зеленый цвет или надев одежду давно минувших веков, то значит, это его собственное решение, его выбор и его личный способ показать свою отличительную черту от рядом живущих. Это значит, что человек по-другому выражать свою уникальность не может, просто не умеет.
Люди все разные, и каждый чем-то отличается от других, кто-то проявляет себя по-особенному в математике и добивается в жизни особенных успехов. Кого-то увлекает конструирование, и он с легкостью изобретает немыслимо сложную технику. А кто-то выделяется из общей массы современников невероятными способностями в музыке.
Существует такая шутка, что если у человека нет никаких способностей, то тогда он просто придумывает себе хобби. Но, наверное, на то это и шутка, потому что не бывает людей без задатков способностей. Есть люди, которые просто не развили эти спящие таланты. Вот и каждый человек выражает свою индивидуальность, исходя из своих развитых способностей.
А если человек отличается от большинства чистотой и добротой душевной настолько, что начинает казаться этому большинству «белой вороной»? Ведь в наше время может случиться и такое…
Кто-то из нас кажется «белой вороной». Все мы разные, и поэтому совместное существование на этой Земле обогащает род человеческий самыми непредсказуемыми идеями и деяниями. Плохо это или хорошо? Но это вопрос уже из совсем другой истории.
Автор – Эвелина Ахматова