«Нет – значит, нет!» Как научиться сохранять своё личное пространство и право быть собой
Вам всякий раз неудобно отказывать людям в просьбах, и вашей безотказностью беззастенчиво пользуются, даже если при этом явно страдают ваши собственные интересы? Эта статья для тех, кому важно:
не брать на себя чужих обязательств;
сохранять своё личное пространство;
честно завершать отношения;
научиться спокойно говорить «нет».
Прежде чем сказать «нет» или «да», нужно понять, что нам, собственно, предлагают.
Обычно это не так-то просто. Наш собеседник, как правило, многословен, и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути. Если у вас есть лишнее время, желание и особая симпатия, можно выслушать до конца – в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.
Но гораздо эффективней корректно прервать тираду и задать всё проясняющий вопрос: «Что Вы хотите конкретно от меня?» Я обычно добавляю: «В одном предложении, пожалуйста».
Если вам нужно время для принятия решения, обозначите сразу сроки, когда вы готовы дать ответ, и каким образом он будет дан. «Я сама позвоню вам 15-го в четверг вечером».
Если вы сразу понимаете, что это предложение вам не подходит, то наиболее экологично и для вас, и для собеседника отказаться сразу, а не отвечать уклончиво «даже не знаю», «может быть, не в этот раз», «давайте я вам перезвоню как-нибудь».
Корректный ответ в стиле «нет» состоит из трёх частей:
1. Сначала всегда суть:
«Я вынуждена отказаться от вашего предложения».
«Я не возьмусь за эту работу».
«Я приняла решение, что с 5-го апреля прекращаю работу над проектом и ухожу».
2. Затем объяснение:
«Потому что это не в моей компетенции».
«Потому что это не входит в мои обязанности, а мне и своих обязанностей хватает, хотелось бы выполнить их».
«Потому что эта работа занимает у меня слишком много сил и времени, что не компенсируется уровнем оплаты и аккуратностью выплат».
3. В завершение обязательно благодарность и прощание:
«Спасибо за интересное предложение и за высказанное доверие. До свидания!»
«Прости, что не смогла помочь. Пока!»
«Я была очень рада с вами работать всё это время. Спасибо за ценный опыт и возможность учиться. С уважением…»
Казалось бы, всё просто – бери и делай! Тогда почему же, сказав «нет», потом мы часто все равно бываем вынуждены согласиться? Мы попали на один или сразу на несколько манипулятивных крючков!
1. Лесть
«Нам посоветовали Вас как лучшего специалиста!»
«Ты же самая опытная среди всех! Тебе это раз плюнуть…»
«Ты тот, кто лучше всех делал эту работу. Ты пример ответственности и профессионализма!»
После лести в нашу сторону нам хочется сделать что-нибудь в благодарность, чтобы оправдать чужие ожидания.
2. Кроме тебя, некому!
«Кроме Вас, в крае некому нам помочь. Мы ехали к вам 300 километров».
«Ты же понимаешь, что больше некому…»
«Ты с самого начала на проекте, кроме тебя, никто не знает хорошо эту работу».
Подобные заявления вызывают в нас чувство вины и нежелание кого-либо подводить своим отказом.
3. Прямые или косвенные угрозы, шантаж
«Мы напишем в департамент и всем расскажем, какой вы хвалёный «хороший» специалист».
«У нас в отделе не любят “самых умных”. Смотри, как бы “не аукнулось”…»
«Ты же понимаешь, что после этого мы не сможем дать тебе хорошие рекомендации».
Собеседник рассчитывает пробудить в вас страх и неуверенность. Если после таких заявлений вы сдадитесь, помните, что это всего-лишь манипуляция. И, однажды заглотив наживку, вам будет очень трудно потом выйти из игры.
И напоследок несколько рекомендаций:
Будьте честны и открыты. Не надо что-то придумывать и мутить.
Будьте вежливы. Даже если к вам пристаёт на рынке цыганка, не стоит её посылать матом. Достаточно просто твёрдого «нет».
Помните, что у вас всегда есть право отказаться. Даже от тех предложений, «от которых не отказываются».
Будьте собой. Сохраняйте себя.
Автор – Ирина Дыбова