Описание Наполеона от Е. Филатовой.
Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер).
Установка сознания ведущего блока СЭЭ: каждому свойственно стремление расширить свое влияние, желание власти и славы (ЧС – программная функция), и для реализации этой цели необходимо научиться управлять людьми, манипулируя их слабыми сторонами и уклоняясь от сильных, чтобы никогда не оказаться побежденным (БЭ – реализация программы).
Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)
ЧС – программная функция. СЭЭ – сильная личность, которая неудержимо стремится к своей цели, всегда и во что бы то ни стало старается достичь ее. Его установка: "Только успех, только победа!"
СЭЭ – всегда лидер, честолюбивый и уверенный в себе, своей правоте. Он естественно оказывается в центре любого коллектива. Желание непременно руководить, управлять приводит к соперничеству, конкуренции с другими претендентами на лидерство, однако он тонко улавливает нюансы отношения к себе (БЭ), всегда прекрасно чувствует настроения (ЧЭ). Если человек, которому с ним приходится иметь дело, способен держать его на дистанции, а при случае дать отпор – не тронет, если же почувствует слабину – может надавить и стать бесцеремонным. Без особой нужды затевать сражение не будет, ради достижения цели может действовать дипломатично и вкрадчиво (БЭ). Если же конфликт возник – может высказаться прямо и недвусмысленно, однако потом предпочитает все же наладить отношения, камня за пазухой не держит.
Всегда и во всем СЭЭ старается показать окружающим свои преимущества. Если он оказался неправ – найдет способ выкрутиться и представить дело так, чтобы не потерять лицо, и даже наоборот – выглядеть победителем. Поражение он старается не признавать никогда.
В трудной ситуации СЭЭ обычно не теряется, но лишь сильнее мобилизуется, чтобы ее преодолеть.
Человек напористый, пробивной, в высшей степени энергичный и, как правило, шумный, он создает о себе такое впечатление, будто бы им одним занято все пространство, каким бы большим оно ни было.
Заметно проявляется в СЭЭ и теневая функция волевой сенсорики – сенсорика ощущений (БС), особенно во внешнем виде. СЭЭ любит яркую, броскую одежду, предпочтет выглядеть лучше экстравагантным, чем будничным и серым. Ему нравится быть заметным во всем, обращать на себя внимание любым способом – необычным макияжем, сногсшибательной прической, яркими расцветками одежды.
БЭ – функция реализации программы. СЭЭ великолепно манипулирует людьми, их настроениями, желаниями. Он любит быть в центре внимания, увлечь своими идеями, вести за собой, чувствовать свою силу и власть. Легко ссорится, но так же легко и мирится, словно играя и дергая за хорошо видные ему ниточки. При этом ему важно сохранить о себе хорошее мнение в глазах окружающих, не уронить себя, подчеркнуть свою талантливость и исключительность. Он – большой актер в жизни, может проявить и незаурядные дипломатические наклонности (конечно, они зависят от уровня культуры).
Хорошо чувствуя настроения, СЭЭ может поддержать товарища в трудную минуту, проявить горячее участие, сочувствие. Сам волевой и жизнерадостный, он побуждает окружающих действовать, не распускаться и не ныть.
СЭЭ – человек интенсивных и ярких эмоций, диапазон которых очень широк – от гневного возмущения до шумного восторга (ЧЭ). Он с ходу включается в любую эмоциональную ситуацию, тут же готов действовать: помочь, посочувствовать, заклеймить, осудить, – любым способом немедленно проявить свое отношение к происходящему, и при этом всегда абсолютно уверен в правильности своего приговора.
В знакомстве с представителями противоположного пола он проявляет инициативу, которая может принять форму откровенного вызова. Любой отклик на его начинание вызывает в нем бурную реакцию. Если инициатива не встретит поддержки, – может переживать это как трагедию, если встретит – "любовь до гроба".
Сильная возбудимость и эмоциональность приводят также и к повышенной сексуальности СЭЭ. Особенно в молодые годы ему трудно пройти мимо любого сколько-нибудь привлекательного представителя противоположного пола, чтобы не попытаться вызвать в нем (в ней) ответное чувство. При низком уровне культуры и духовности СЭЭ это может привести его даже к противоправным действиям.
СЭЭ довольно ревнив, нередко подозревает партнера в измене, не прощает ему даже невинного флирта.
Яркая эмоциональность (ЧЭ) проявляется и в любви СЭЭ к различным видам искусства, особенно он любит музыку и пение. Часто сам музицирует, увлекает окружающих своим пристрастием, демонстрирует всем свой талант и свое умение.
Описание действия функций слабых каналов
БЛ – канал наименьшего сопротивления, КНС. Слабость этой функции проявляется в том, что деятельность СЭЭ часто носит хаотический характер; в его поступках отсутствует планомерность, бывает и так, что он просто действует наскоком. Часто он не знает, что в системе нужное, а что – лишнее; к такому явлению, как объективная закономерность, относится весьма настороженно.
Даже если СЭЭ обладает большим запасом знаний, ему не всегда хватает последовательности в их изложении; его эмоциональность часто перевешивает логику, правда, при этом он не упустит возможности блеснуть своей эрудицией. Экстравертная сенсорность, включенность во внешнее действие часто оборачивается для него неконтролируемой двигательной активностью; это проявляется в том, что он сначала сделает, а потом – подумает.
Понимая, что логика не является его самым сильным качеством, СЭЭ в деловой активности большую роль отводит личным контактам, связям. Он старается выработать в себе определенные стереотипы поведения в сходных ситуациях. Если ситуация непредсказуема – может прийти в замешательство и даже обратиться к кому-то за советом, чтобы не попасть в затруднительное положение. Но и в этом случае он всеми силами постарается не уронить свое достоинство, выглядеть деловым человеком.
Для СЭЭ очень важно, чтобы результат его деятельности был зримым, ощутимым, материальным; он хочет, чтобы в том деле, которым он занимается, была получена отдача. Он стремится и к общественному признанию своей деятельности (карьера, положение в обществе), и к материальным свидетельствам этого признания (квартира, дача, машина, – по возможности, все самое современное, шикарное, престижное…)
ЧИ – нормативная функция. Эта функция также слабая, поскольку все внимание СЭЭ лежит в сенсорной области. Хорошо видя внешние проявления людей, событий, предметов, он не может постичь их сокровенного смысла, хорошо ощущает, но плохо проникает вглубь. Именно поэтому ему трудно правильно оценить не только окружающих, но и себя самого, свое истинное место в жизни: себя он, как правило, переоценивает. Тем не менее СЭЭ разыгрывает роль чуткого и внимательного человека, способного правильно понять смысл происходящего.
Также трудно ему, ввиду слабости интуиции времени (БИ), заранее точно спланировать свои действия. В азарте борьбы он может проявить нетерпение, ему трудно выжидать, он часто рискует, без особой в этом нужды.
СЭЭ на работе и дома
В должности руководителя СЭЭ максимально использует свои сильные стороны – кипучую активность и умение манипулировать людьми. Он всегда стремится достигнуть поставленной цели, при этом может действовать и волевым нажимом, и соблазном предстоящей выгоды, и вкрадчивой просьбой. Как правило, он не очень щепетилен в выборе средств, – в частности, он может относиться к своим подчиненным, как к средству борьбы за власть. Лучше всего ему удаются задачи тактического характера – он быстро ориентируется в ситуации, легко меняет способ действия, но при этом плохо представляет себе далекую перспективу.
Тяжело переносит критику в свой адрес – особенно, если речь идет о его действительно слабой логической способности, хаотичности действий и непродуманности решений. От не в меру критически настроенного сотрудника, будь он хоть семи пядей во лбу, СЭЭ будет стараться побыстрей избавиться.
Если он руководит малым коллективом, такой суматошный стиль руководства может привести к напряженным отношениям, ориентации на личности, и в итоге – к развалу и склокам. Гораздо полезнее СЭЭ может оказаться в роли руководителя крупного масштаба, особенно если в коллективе есть люди рассудительные и дальновидные, способные на него логически влиять, сглаживать на расстоянии спонтанность его действий.
В семье СЭЭ, как правило, – диктатор, у него на всех хватает указаний, кто и что в данный момент должен делать. Он не терпит, если из домашних кто-то сидит, просто отдыхает – все должны быть заняты. Сам он может делать несколько дел сразу, но монотонная работа его быстро утомляет. Любые семейные праздники СЭЭ может обставить с размахом – стол у него всегда ломится от угощений, он любит и умеет хорошо готовить, сам любит вкусно поесть, не отказывает себе в этом.
Не только к себе, но и к членам своей семьи он относится очень ревностно: все они самые лучшие, самые яркие и способные, никто не может сравниться с ними в их многочисленных талантах. Если, упаси Бог, кто-то усомнится в этом, да еще и критически выскажется немедленно получит отповедь с уничижительной оценкой своих собственных качеств.
В семье СЭЭ обычно любят животных, ухаживают за ними, воспринимают как членов семьи. Часто женщины этого типа в зрелом возрасте начинают тяготиться работой на производстве и полностью посвящают себя семье.
Сенсорно-этический экстраверт рассказывает о себе, и другие – о нем
Однажды, будучи еще маленьким мальчиком, я приделал колесо к выброшенному велосипеду и сразу решил заработать кучу денег. Повесил "объявление", стал терпеливо ждать. И очень сильно разочаровался, когда оказалось, что единственными клиентами согласились быть мои родители.
Практическая направленность интересов сенсорика СЭЭ, стремление заработать "кучу денег" проявляется с самого раннего возраста.
Вспоминаю сценку из моего детства. Бабушка, дедушка и я пили чай на кухне, окна которой выходили во двор. На улице внезапно пошел крупный сильный град. Не знаю, как это случилось, но упал ящик, под которым сидел голубь, и голова его оказалась снаружи, а все тело – внутри. Я все видела в окно. Бабушка с дедушкой не успели сказать ни слова, как я выскочила на улицу для спасения бедного голубя, хотя была в легком халатике, а на улице – страшный холод и град.
Иногда в детстве моя доброта было несколько необычной. Я могла привести всех моих дружи в наш огород, и вся эта орава, к ужасу моих родителей, дружно начинала дергать морковку, объедать паслен и т.п. А когда мне купили велосипед, на нем катался весь двор, но только после того, как каждый желающий платил "дань": жевательную резинку.
В первом абзаце отрывка явно видна деятельная эмоциональность и иррациональность СЭЭ – девочка бросается спасать голубя немедленно, сейчас, не задумываясь о возможности заболеть.
Второй абзац, кроме лидерских качеств, иллюстрирует и "предпринимательскую жилку" СЭЭ.
В классе все ученики делились на определенные группы – кто-то выше, кто-то ниже. Я всегда была в самой верхушке, в "элите" класса. Думаю, что и во взрослой жизни происходит то же самое: надо постараться запять место в верхнем слое общества.
Здесь, несомненно, ярко выражено проявление установки волевой сенсорики в 1-м канале: миром правит сила.
Мне было лет 5, мы с родителями тогда жили на даче. Однажды вечером все собрались за столом, а я, не помню почему, сидела посередине комнаты на корточках. У меня с родителями вышел спор, как правильно говорить: сидеть "на корточках" или "на горсточках"? Я, разумеется, отстаивала последний вариант. Сколько родители ни пытались, они не могли меня переубедить. Я не приводила, конечно, ни каких доказательств, а просто говорила: "Нет, на горсточках!"
Даже ребенок-СЭЭ не хочет ни в чем признать себя побежденным, а уж о взрослом и говорить не приходится.
Не могу выносить одиночества. Люблю ходить к друзьям в гости и собирать друзей у себя, – дома у нас очень часто собирается большая компания.
В компании, особенно тесной, придерживаюсь кредо: "Командовать парадом буду я!" В спорах, даже если я чувствую, что привожу неверные аргументы, все равно продолжаю отстаивать свое мнение. Часто, даже наперекор истине, следую афоризму: "В этом мире есть два мнения: одно мое, другое неправильное". Но чтобы не показаться таким уж плохим парнем, признаюсь: в такие минуты меня терзают мучительные угрызения совести.
Насчет логики – сомневаюсь, что она мне всегда подвластна. Во всяком случае, я часто иду против нее. Бывает, что не могу определить, что является самым важным в том или ином предмете; в таких случаях просто пытаюсь понять, что же лучше? Закономерностей не люблю, как не люблю и толпу.
У меня есть друг моего же психотипа. Однажды случилось так, что он должен был меня выручить. Признаться, я чувствую себя не слишком хорошо, когда вынужден искать чьей-то помощи. После этого я все время искал случая, чтобы, в свою очередь, как можно скорее выручить его. Но я делал это совершенно бескорыстно, нисколько не думая о том, что ему, возможно, это тоже не очень нравится.
Интересно, что СЭЭ испытывает дискомфорт даже в том случае, если пришлось воспользоваться чьей-то помощью – ведь это означает, что он не справился с тем, что подвластно другому, и, следовательно, он в чем-то уступает, но осознание этого для него нестерпимо.
Во многих отношениях я люблю быть монополистом. Например, мне не по нутру, если в комнате, кроме моего магнитофона, есть еще у кого-то магнитофон. Особенно меня раздражает, если на нем крутят музыку, которая мне не нравится. Я также не люблю, когда ко мне подходят люди, которые просят, например, у меня кассету для переписывания, – это потому, что мне не хочется, чтобы у кого-то была такая же музыка, как и у меня. Внешне, правда, я стараюсь не показывать своего недовольства, часто это вообще происходит где-то на подсознательном уровне… Что поделаешь – характер!
Для меня учеба никогда не была главным делом, гораздо больше привлекали романтика, приключения. С одной стороны, я люблю выражать свои чувства открыто, но при этом – о чем-то и умолчать, что бы потом воспользоваться этим в своих интересах. Причем смело могу сказать, что эта тактика доставляет мне удовольствие.
Однажды я познакомился с девушкой, которая мне очень понравилась. После этого, при каждой встрече, я старался ее "уколоть". Мои приятели заметили это и спросили меня: уж не влюбился ли?. И, хотя этой девушке я уже признался в любви, им ответил, что это не так, – не выношу, когда кто-нибудь пытается манипулировать мною.
Это, конечно, не означает, что я холодный и скрытный человек. Если кто-то из моих друзей попадает в беду, я немедленно прихожу ему на помощь, так уже не раз было. Меня не привлекает ситуация, когда кто-то находится в беде, а я, зная об этом, живу спокойно, поэтому и стараюсь, чтобы друзья не попадали в передрягу, если это от меня зависит.
Умение не только манипулировать людьми, но и поддержать другого, – подтверждение притягательности для СЭЭ лидерства во всем, ему нравится быть полным хозяином ситуации, которой он может управлять по своему усмотрению.
По-моему, естественно, что я описываю себя, а не других: я люблю про себя рассказывать.
Как я одеваюсь? После очередного моего "выхода в свет" соседки замечают: "Не сетуй потом, что прохожие тебе вслед смотрят! " Ну и что? Пусть себе смотрят. Я не могу жить буднично. По-моему, это ужасно скучно – ходить "классически" одетой, без какой-нибудь экстравагантинки. Недавно я купила себе бигуди "зигзаг", накрутилась. Наутро посмотрела на шапку волос и ахнула. Другая девушка засунула бы в этом случае голову под кран, а мне даже весело стало. Самое главное – неожиданно поменять свой имидж. В тот день меня с первого раза никто не узнавал. Подруга ходила рядом и смеялась, наблюдая реакцию окружающих. Ну, да ладно, если кто-то и улыбнется вслед – это ведь даже хорошо: не заплачет ведь, не выругается.
Учеба мне всегда давалась легко. В детстве очень многим увлекалась: музыкальная школа, художественная школа, спортивные секции – легкая атлетика, биатлон, "охота на лис", лыжи, коньки, футбол, баскетбол. Знакомых и друзей у меня всегда была уйма. Но чаще всего мне было легче в общении не со своими сверстниками, а с младшими ребятами. В художественной школе мои одноклассники оказались на 2 года младше меня. Там я была в центре внимания почти всегда. Они тянулись ко мне, а я весело рассказывала им про свою обычную школу всякие истории и придумывала байки. То же самое было и в пионерском лагере. Наверное, так получалось именно потому, что среди маленьких мне легче было установить свое лидерство, хотя самоцелью это для меня никогда не являлось. В университете то же самое. Меня выбрали старостой. Да, мне нравится это подчеркивать, я люблю ходить в деканат; опоздав, люблю сказать: "Начальство не опаздывает, а задерживается".
Здесь приведен яркий пример высокого жизненного тонуса, столь характерного для сенсорного подтипа СЭЭ. Также великолепно описано действие обеих сильных функций сенсорики и этики. Заметьте, что девушка предпочитает подруг младше себя, лишь бы быть лидером, – ведь со сверстниками это не всегда удается.
Характерна для СЭЭ увлеченность одновременно многими видами деятельности – ему хочется успеть за одну жизнь прожить десять, получить как можно больше впечатлений, все свершить: и это, и это, и еще вот это, ну а как же без этого!.
В сфере моих увлечений (интересовался радиотехникой) я всегда проявлял крайнюю бережливость, все свое – ценил. Поэтому, например, старый магнитофон, купленный в подарок семь лет назад, до сих пор остается, как новый, и это не единственный пример. В обществе сверстников я всегда старался мысленно расставить всех по своим местам и соответственно оценивал свое положение (думаю, что такая же проблема испокон веков у всех парней). Бываю самолюбив и даже жесток, если нахожусь в состоянии ярости. Однажды, еще в школе, я жестоко избил одноклассника, доказывая свою правоту. При этом я осознавал, что он гораздо слабее меня, но не придал этому никакого значения.
В периоды безделья я всегда отдавал предпочтение занятию, которое помогало мне развлечься. В частности, сильно увлекаюсь азартными играми.
Стараюсь одеваться не то чтобы модно, но со вкусом. При этом предпочитаю светлые тона и немного ярко-красного: уже многие годы, как талисман, ношу один и тот же легкий красный шарфик.
Сделаем небольшое замечание к последнему абзацу: многие представители СЭЭ любят красный цвет. Это определяется, по-видимому, тем, что выбор красного цвета характеризует физическую, а стало быть, сенсорную активность человека, так характерную для СЭЭ.
Мама часто упоминает о моей детской бережливости и скрупулезноcmи. С улыбкой она рассказывает о том, как я надевала колготки: "Сидит па скамейке и медленно натягивает колготки. Когда продела одну ногу до конца, то заметила, что пятка немного сдвинута вбок – с недовольным видом снимает и начинает все сначала. Наконец, колготки надеты, осталось только встать и подтянуть их. Встает – колготки собираются на коленках. С недовольным видом поправляет их и снова садится. Немного подумав, встает… колготки собираются на коленках. Пытаюсь поторопить дочь, но она, лишь возмущенно посмотрев на меня, продолжает расправлять складки".
Из того, что могу вспомнить сама: мне нравилось ловить бабочек, причем огромное количество, сажать их в банку и смотреть, как долго они там проживут. Однажды я с родителями ездила окучивать картофель, и там мы нашли ужасного паука, он действительно вызывал отвращение. Сначала я даже боялась к нему подойти, он сидел в стеклянной банке, но затем осмелела, и моя боязнь переросла в ненависть. Мама собиралась выпустить паука, но не успела. Я открыла банку и впустила туда струю дихлофоса, закупорила се, а потом наблюдала, как этот паук медленно умирает. Успокоилась только тогда, когда он сдох. Ни к кому в животном мире я не испытываю такой неприязни, как к насекомым. Это осталось у меня и по сей день, вероятно, потому, что они очень маленькие, а могут приносить очень большие неприятности.
В двух предыдущих рассказах, кроме стремления к лидерству, признанию окружающими этого лидерства, просматривается еще одно часто встречающееся свойство натуры СЭЭ: способность в какие-то моменты проявить жестокость по отношению к тому, кто слабее. Со слабыми СЭЭ не очень-то считается, уважения к ним не испытывает – все это результат проявления действия волевой сенсорики в 1-м программном канале: "миром правит сила". Но при этом многие СЭЭ любят домашних животных (но только своих), ухаживают за ними и могут очень переживать, если с питомцами произойдет несчастье.
На первом курсе я влюбилась и полтора года страдала из за того, что мне не отвечали взаимностью. К третьему курсу успокоилась. Вскоре опять едва не влюбилась (причем с первого взгляда). Этот молодой человек вначале тоже проявил ко мне интерес, но потом как-то все не сложилось. От этих переживаний я начинаю либо ныть, либо впадаю в депрессию, но моя соседка может все по местам расставить: "Ты, – говорит, – по нему страдаешь из-за того, что ему до тебя нет дела, а бегал бы он за тобой, так и не нужен был бы". И это верно. Оба эти случая объединяет нелюбовь ко мне.
Они еще и не влюбились, а уже отошли от меня! А я тоже человек, хорошо чувствую отношение к себе. Я еще в них не разочаровалась, а они, видите ли, уже успели найти во мне недостатки!
Обратите внимание на тот факт, что может оказаться ущемленной не только "болевая" функция. В приведенном примере страдают обе сильные функции: как же так, я же самая-самая, по этого не признают другие. Когда происходит нечто, задевающее ведущие функции, человек гневно возмущается, поскольку чувствует свою абсолютную правоту: с его точки зрения, этого безобразия не должно быть, в то время как при давлении на "болевую" функцию он чувствует, скорее, свою несостоятельность.
Она уверенно чувствует себя в любой, даже малознакомой компании, всегда в состоянии поддержать беседу, но если человек ей неинтересен или если у нее просто нет настроения – запросто может сказать, что ей все надоело, и уйти. Поэтому часто кажется, что она эгоистична, что ей абсолютно все равно, что происходит с окружающими. Но это не так. Когда мне действительно бывает плохо, она готова все бросить, как то поддержать и помочь. Может запросто, ни с того ни с сего, сделать человеку что-нибудь приятное, не ожидая ничего взамен.
В учебе она особым прилежанием не отличается, но перед экзаменом обычно начинает усиленно заниматься и всегда наверстывает упущенное. В мелочах очень часто не выполняет своих обещаний: скажет, например, что сходит сегодня в магазин, а потом не сделает этого, мотивируя свой поступок тем, что ей просто не захотелось… Живет она по принципу: хочу – делаю, не хочу – не делаю. Но при этом то, что она никогда бы не стала делать для себя, она вдруг может сделать для другого, например, может приготовить ужин потому, что это нужно мне, а сама не притронется к еде.
Помню, она ужасно огорчалась невниманием к себе со стороны какого-тo молодого человека. Когда же она добилась своего – потеряла к нему всякий интерес. Вообще, круг ее знакомых очень широк. Многие относятся к ней с симпатией, но тем не менее настоящих, близких друзей у нее очень мало, хотя они ей необходимы, чтобы в тяжелые периоды жизни успокоиться, выговориться, выплакаться, найти поддержку.
Похоже, что здесь девушка принадлежит к этическому подтипу СЭЭ: для нее очень важно эмоциональное участие других в ее проблемах. Отметим также очень убедительное описание иррационального поведения героини рассказа во втором абзаце.
Мой сосед – человек очень активный, предприимчивый. Когда ему нужны деньги – а это бывает довольно часто, – он быстро придумывает, каким образом их достать, и немедленно приступает к осуществлению своего плана, не сомневаясь в успехе. Бывает, что это – просто спекуляция: например, покупает холодильник в Красноярске за 5 тысяч, а в Новосибирске продает за 8. В то же время, если есть возможность заработать более приличным способом, он и от этого не отказывается. Всегда уверен в себе. Затевая какое-нибудь мероприятие, считает, что сможет с этим делом справиться.
По натуре он – лидер, всегда старается поруководить и покомандовать: "Ты сделай это, а ты – то", "Это нужно делать так, а это – вот так!" В нашем блоке он организует всех на уборку, делает кому-то выговор по поводу беспорядка, хотя часто бывает так, что основной хаос именно от него и исходит. Недавно он собирался уезжать и устроил такую суматоху, что его действия, скорее, напоминали сборы после приказа о срочной эвакуации.
Почти безошибочно он определяет пробивную способность человека. Его друзья под стать ему, тоже напористые и предприимчивые. Он считает, что человек просто обязан владеть этими качествами.
Когда он появляется, не заметить его невозможно. Если компания собралась большая и на его появление не обращает внимания, он обязательно сделает так, чтобы его заметили. Например, громко провозгласит: "А вот и я!", или что-нибудь типа: "Я вижу, вы тут неплохо устроились!".
Его поступки чаще всего импульсивны. Однажды он позвонил мне, сообщив, что по пути в институт прождал автобус целый час, не дождался и вдруг решил вообще никуда не ехать, а зайти ко мне, при этом попросил меня никуда не отлучаться. Я прождал его не один час, потом ушел по делам, так и не дождавшись. Когда при следующей встрече я поинтересовался, куда это он прошлый раз пропал, он, нимало себя не осуждая, ответил: "Да вот, встретил одного приятеля и пошел к нему"… Он даже не подумал о том, что в такой ситуации он мог – и должен был – позвонить мне вторично.
Однажды я, раздумывая, как лучше прибить полку, отмерял расстояние между дырками, которые предстояло просверлить в стене. Он зашел и, узнав, что я собираюсь делать, схватил дрель, отстранил меня от работы и начал сверлить без вся кой разметки. На мои протесты, что получится криво, не обращал внимания. Получилось действительно криво, но зато быстро.
Однажды на корабле, где мой друг проходил службу в качестве фельдшера, случилось чрезвычайное происшествие: после взрыва один матрос оказался на грани между жизнью и смертью, сильно обгорев. Нужно было действовать немедленно. Необходимый препарат находился в сейфе у капитана, и тот колебался, боясь взять на себя ответственность, – препарат обладал наркотическим действием. Мой друг, не задумываясь, крикнул на капитана, как на своего подчиненного, употребив довольно резкие выражения, после чего капитан выдал ему нужный препарат. Жизнь матроса была спасена. Капитан ни словом не обмолвился о нарушении субординации. Победителей не судят.
Особенно ярко в этом рассказе проявляются две характерные особенности СЭЭ: иррациональность (трудно планировать и выполнять запланированное, с одной стороны, но также умение быстро сориентироваться в обстановке и принять решение) и слабость деловой логики (он делает все быстро, но не всегда качественно: полка оказалась прибитой криво). И, конечно же, СЭЭ как всегда, оказывается лидером, победителем, которого не судят.
(с) Е. Филатова. Искусство понимать себя и окружающих.