Мотива достижения решетка (Leist-ungsmotivs Gitter) — проективная методика исследования личности. Разработана и опубликована Г. Д. Шмальтом в 1976 г. Предназначена для диагностики интенсивности и экстенсивности мотива достижения, близка тематической апперцепции тесту в его модификации по Х. Хекхаузену.
Стимульный материал М. д. р. состоит из 18 картинок, обьединенных в тройки, относящиеся к шести различным сферам жизнедеятельности (труду, музыке, школьному обучению, самоутверждению, оказанию помощи, спорту). Под каждой картинкой располагаются 18 стандартных высказываний, например:
— Он хорошо себя чувствует;
— Он думает: "Раз это трудно, то попробую еще";
— Он считает, что справится с этим;
— Он думает: "Может быть опять неудача;
— Он думает: "Я лучше сделаю что-нибудь потруднее".
>Обследуемый должен отметить те высказывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке. За исключением четырех, так называемых "избыточных", утверждений (напр., "Он хорошо себя чувствует" или "Это ему не нравится") 14 репрезентируют ключевые категории для обработки содержания при выявлении мотивов успеха и неудачи. Напр., "Он думает, что все сделал правильно" — позитивное ожидание успеха.
>Обработка результатов сводится к объединению всех отмеченных утверждений по каждой из картинок — получение матрицы ответов (отсюда название методики — "решетка"). Столбцы этой матрицы представляют интенсивность мотива (разнообразные высказывания, относящиеся к одной и той же картинке), а строки — его экстенсивность: одни и те же высказывания по отношению к разным картинкам.
При помощи факторного анализа установлена принадлежность каждого из утверждений к одной из мотивационных тенденций, обозначаемых как НУ, БН1 и БН2. НУ — уверенность в успехе, предпочтение более трудных проблем и "Я — концепция" достаточности способности; БН1 — активное избегание неудачи и "Я — концепция" недостаточности способности; БН2 — боязнь неудачи. При изучении валидности М. д. р. выявлена тесная связь с модификацией ТАТ Хекхаузена, надежность ретестовая при интервале между обследованиями от 2 до 8 недель — 0.67—0.85. Существуют варианты М. д. р. для обследования детей и взрослых.
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии