Модель «Ю» (Филатова)

Екатерина Сергеевна ФИЛАТОВА

Модель «Ю» (Филатова)  Санкт-Петербург

Самый известный из авторов соционических книг. По материалам консультационной работы собрала коллекцию из более 1800 (май 2003 г.) фотопортретов всех 16 типов. По первой специальности – физик, канд. ф.-м. наук. Преподавала соционику в ряде вузов, в том числе СПбГУ.

Модель «Ю»

Согласно этой модели, человеческая психика есть результат совместного действия четырёх «каналов связи». Условимся именовать их по номерам по мере убывания силы действия: от самого сильного до самого слабого. Каждая из функций занимает «свой» канал, не повторяясь ни в одном из них.

I. Первый канал — самый мощный, Программный, в наибольшей мере определяющий психический тип человека. Если это экстраверт, канал занят «чёрной» функцией, если интроверт,— «белой». По этому каналу человек получает наиболее полную и объективную информацию о мире. Его мысли, его действия и часто его профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в его Программном канале.

Если человек совершает поступок, который противоречит установке его 1-го канала, он долго переживает это событие, как самый недопустимый промах — ведь именно область действия 1-го канала представляется ему неоспоримой ценностью:

Модель «Ю» (Филатова) — как же я сразу не обратил внимание на то, что мотор барахлит!

Модель «Ю» (Филатова) — просто за себя стыдно, что я не смог решить такую простую задачу!

Модель «Ю» (Филатова) — не могу себе простить, что сорвался и накричал!

Модель «Ю» (Филатова) — как же я не почувствовал её тяжелое душевное состояние!

Модель «Ю» (Филатова) — моя слабость в этом конфликте непростительна!

Модель «Ю» (Филатова) — как же я недосмотрела за здоровьем своего сына!

Модель «Ю» (Филатова) — упустить такую возможность, какая глупость!

Модель «Ю» (Филатова) — это просто преступно, не увидеть, чем это все кончится!

II. Второй канал называют продуктивным, или творческим. Это доминантная сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности человека всегда согласуются с функцией, действующей в этом канале. «Черная» этика означает желание разделить с другим человеком его радость и горе, посочувствовать ему, вдохновить его, «белая» сенсорика стимулирует к созданию комфорта и уюта, «белая» логика увлекает на создание новой теории и т. д. Если функция 1-го канала указывает нам Программу психотипа, то функция 2-го канала — способ Реализации этой Программы.

Таким образом, мы описали действие главных, наиболее сильных функций 1-го и 2-го каналов.

Перейдем теперь к функциям слабых каналов.

В этих каналах расположены функции слабых полюсов соответствующих дихотомий. Например, если сенсорика является ведущей и, соответственно, самой сильной функцией 1-го канала, то интуиция займет 4-й, самый слабый канал. Если же 2-й канал занят, например, логикой, то в 3-м, соответственно, окажется этика.

III. Третий канал: тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал болезненно воспринимает любое давление, и психическая функция, размещенная здесь, оказывается в результате весьма уязвимой для постороннего «вторжения». Вот почему Третий информационный канал обозначают иногда как КНС (канал наименьшего сопротивления).

IV. Четвертый информационный канал называют обычно суггестивным*, ибо по этому каналу человек в наибольшей степени внушаем. Психическая функция, здесь действующая,— самая слабая из четырёх; человек весьма неуверенно по ней ориентируется, и коррекция ему, естественно, необходима. Однако на сознательном уровне он почти безразличен к информации в данной области и довольно слабо её воспринимает. Заметим ещё, что психика каждого человека, в принципе, не может обойтись без всех восьми юнговских функций, однако в модели «Ю» использованы только четыре — они наиболее характерны для каждого психотипа.

Прим. Модель Ю является сокращённой версией более полной Модели А; именно последняя чаще всего используется в соционике.

Источник – “Краткий конспект лекций по соционике”

Обсудить статью на Социофоруме

Оставьте комментарий