МИД (Mead) Маргарет (1901—1978) — американский этнопсихолог, этнограф и социолог. Получила образование в Колумбийском ун-те (1924). Ученица Ф. Боаса и Рут Бенедикт. В 1929 г. защитила докт. дис., работала сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского ун-та (1954) и ун-та Фордем (1968).
Исследовала проблемы социализации детей в разных культурах. Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали. Исследовала целый круг проблем — от развития половой идентификации и особенностей дето-родительских отношений до структуры национального характера и причин конфликтов между разными поколениями.
Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Ввела в психологию термин "инкультурация".
Развивая теорию "модальной личности" Р. Бенедикт, показала, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмоций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одобряемое поведение (главным образом половое поведение) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент не совместим с типом социальных эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом положении и его отчуждение от общества является, с точки зрения М., вполне закономерным и прогнозируемым. Автор трудов: "Взросление на Самоа", 1928; "Как растут на Новой Гвинее", 1930; "Пол и темперамент в трех примитивных обществах", 1935; "Исследования национального характера", 1951; "Культура и преемственность", 1970.Т.Д. Марцинковская