Манипуляции предметные (синоним: предметно-манипулятивные действия) [лат. manipulātio — ручной прием, действие] — проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования или забавы. М. п. характерны для детей младенческого возраста и наблюдаются с момента появления первых прикосновений к предметам. В отличие от предметных действий, М. п. совершаются без учета способов культурного употребления предметов. Различают неспецифические манипуляции, которые осуществляются "в логике руки", и специфические манипуляции, которые осуществляются "в логике физических свойств предмета" и характеризуют более высокий уровень развития М. п. М. п. имеют важное значение для психического развития ребенка, особенно во втором полугодии жизни, являясь содержанием предметно-манипулятивной деятельности — ведущей на этом этапе. С помощью М. п. ребенок познает окружающий мир и свои возможности действовать в нем.
С.Ю. Мещерякова