Макаренко
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог.
В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии, внеся вклад в педагогическую и социальную психологию. Макаренко была разработана концепция формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения ответственной зависимости.
Макаренко исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя формированию потребностей коллективиста: Нравственно оправданная потребность – это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом.
Педагогические и психологические идеи нашли полное и продуктивное воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Работы Макаренко оказали значительное влияние на советскую детскую, педагогическую и социальную психологию, психологию личности.