Левый и правый
левый и правый, одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах).
Для большинства мифологий характерно использование признака «левый» в значении отрицательного (ср. многие славянские поверья, отражённые и в русских приметах типа «плюнь через левое плечо»), связанного с неправотой (и загробным наказанием), «правый» — в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и её отражений в новое время.
Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины — с левой подтверждается археологическими данными.
Женщина-богиня (например, Исида) связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым — его супруга.
Жилище уже в древности делилось на левую — женскую (ср. зулусский титул первой жены «дом левой руки») и правую — мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь).
На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему «левое» становится признаком главного мифологического существа. В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца — благодетели человечества различаются как левый, умудрённый и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действию.
В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой.
Ряд героев в австралийской мифологии, а также Училоби-Уицилопочтли в ацтекской и другие часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придаётся левой, а не правой руке.
Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной. Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному; поэтому леворукость мифологических героев подчёркивает их необычность и служит символом иного мира.
В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе — в чёрный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый — правый, чёрный — красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например, в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа — верхний мир).
В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа — рай. Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение «левых» (чаще всего неблагоприятных или необычных) и «правых» явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее — вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.
Литература
:
Иванов В. В., Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972;
Вeide1man Т. О., Right and left hand among the Kaguru: a note on symbolic classification, «Africa», 1961, v. 31, № 3;
Beck Вrenda E. F., Peasant society in Konku: a study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972];
Cuillandre J., La droite et la gauche dans les poèms homériques…, P., 1943;
Gernet J., L’âge du fer en Chine, «L’homme», 1961, t. 1, № 1;
Granet M., La droite et la gauche en Chine, в его кн.: Études sociologiques sur la Chine, P., 1953;
Hertz R., La prééminence de la Main droite, в его кн.: Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928;
Hocart A. M., Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970];
Lévêque P., Vidal-Naquet P., Épaminondas pythagoricien ou le problème tactique de la droite et de la gauche, «Historia», 1960, Bd 9, H. 3;
Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, «Journal of Hellenic Studies», 1962, v. 82;
Morenz S., Rechts und links im Toten-gericht, «Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde», 1958, Bd 82, H. 2;
Needham R., The left hand of Mugwe: an analytical note on the structure of Meru symbolism, «Africa», 1960, v. 30, № 1;
Negelein J. vоn, Die Begriffe «rechts» und «links» in der indischen Mantik, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik», 1928, Bd 6, H. 1;
Right and left.
Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973;
Sethe K., Die ägyptischen Aüsdrucke für rechts und links und die Hieroglyphenzeichen fiir Westen und Osten, в сб.: Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, В., 1922;
Wieschhoff H., Concept of right and left in African cultures, «Journal of the American Oriental Society», 1938, v. 58, № 1;
Zimmermann F., Géométrie sociale traditionnelle. Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, «Annales.
Economies, Sociétés. Civilisations», 1974, annee 29, № 6.