ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890—1971) — российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Д-р психологических наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Научно-педагогическую деятельность начал в 1921 г. в качестве проректора Института Народного Образования в Москве.
Позже работал в Центральном институте труда. В 20-е гг. возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков им. Обуха, где изучал и систематизировал зарубежный и отечественный опыт в области оценки профпригодности, ее прогнозирования (Психотехника и профессиональная пригодность., 1924, 1928). Совместно с А.А. Толчинским разработал батарею психологических тестов для диагностики общей интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации молодежи, которая широко применялась в исследованиях отечественных психологов того времени (Испытания умственной одаренности (тесты). 1927). Был активным членом Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии (зам. председателя, 1928—1934), членом редакции журнала "Советская психотехника", членом Московского тестологического объединения. С 1938 по 1959 гг. заведовал лабораторией в Институте психологии АПН РСФСР, где в 1944 г. защитил докт. дис.: "Проблемы характера в психологии". С 1959 г. преподавал и руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического инта им. Н.К. Крупской (1959—1971). В 1940—50-е гг. Л. опубликовал ряд книг в области возрастной и педагогической психологии в помощь школьным учителям и мастерам профтехучилищ "
;Очерки педагогической психологии", 1946; "Психология старшего школьника", 1955; "Вопросы психологии характера", 1952, 1956, 1969). Способствовал становлению исследований в сфере психологии труда, ликвидированной в 1936 г. вместе с педологией ("Психология труда", 1963). Разрабатывал проблему одаренности и способностей, которые понимал как относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые с позиций его пригодности к данной деятельности.
Одаренность, по мнению Л., это "природный фонд способностей, их задатки, биологическая основа, не предполагающая развития способностей, но в ряде случаев являющаяся существенным фактором этого развития, особенно на его первых этапах ("Способности и интересы", 1962). Л. одним из первых в отечественной психологии поставил проблему психических состояний человека. Рассматривал готовность человека выполнять трудовые, учебные задачи как обусловленную устойчивыми свойствами его индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями ("О психических состояниях человека", 1964).
С.В. Ильина