Это летное происшествие с водными процедурами случилось в конце 70-х годов. Поведал о нем один из преподавателей учебно-тренировочного отряда (УТО-15) восточно-сибирского управления гражданской авиации в 1981 г.
Экипаж Ми-8 работал на «Лесавиаохрану». «Лесавиаохрана» в силу плановости социалистической экономики финансировала воздушное патрулирование с мая месяца, когда тайга горела на больших площадях и тушить ее было уже бесполезно. К середине лета пожары само-собой прекращались, но летные часы и авиатопливо надо было планово расходовать.
Итак- Иркутская область. Июль. Климат там очень-очень резко-континентальный. Жара. Воздушное патрулирование. На борту, кроме экипажа маялись в воздухе более часа еще и четверо пожарников-десантников. Все в полуобморочном состоянии. Пот течет рекой. Хочется прохлады. И как-то все дружно решили совместить патрулирование с отдыхом и водяным охлаждением. Подали идею командиру. Тот подыскал с воздуха озерко помельче. Ибо повсеместно в тех краях под марями мерзлота, и даже в июле не все озера прогреваются. Облюбованное озеро было диаметром метров 300. Подсесть было негде- по берегам сплошной чапыжник. Решили с «висения» покупаться, ну и комаров-то струей воздуха сдувает. Подвисли. Десантники в воду. На их счастье, все попрыгали в трусах. Командир включил автопилот, пробормотав: “Жарковато, а висим хорошо”. Штиль был полнейший. В водяной пыли по краям воздушной подушки радуга играет. Командир второму: «Саня, держи ручку… Искупаешься после меня… Не забудь- через пять минут на связь с Контролем!», и в воду. .. Саня- все по уму. Вышел на связь, мол борт такой-то, работаем в квадрате таком-то и все на борту в порядке, а на связь через час. Отбарабанил и снял гарнитуру. Посидел в кресле. Автопилот работает четко. Стрелка радиовысотомера РВ-3 практически замерла на 1 метре. Жарынь. Ручка управления сама по-себе и держать вроде бы не надо. Решил Саня подготовиться к купанию. Встал. С опаской покачался. Изменение центровки автопилот отработал нормально. Разделся. Осмелев, походил по салону. Все одно жарко. Дверь открыта. Мужики купаются. Дорвались до водички, аж завидно. Второй пилот присел на порожек. Ноги до воды не достают, но прохлада уже и Саньке достается. И тут из воды под вертолетом десантник вынырнул тихохонько . Видит ноги болтаются. За ногу хвать и в воду Саньку. Санька по- детски обидчика притопил слегка, за сим занятием его командир и увидел. «Ты что, спекся что-ли? А вдруг подсадит? Я ж сказал- будь на борту». «Командир, меня Андрюха в воду сдернул, шуточки и него…». Ну ладно, говорит командир, отмокай, я сейчас срочно на борт. Короче, пока летчики достаточно спокойно обсуждали ситуацию, кто-то из десантников уже накупался и решил подняться в «Восьмеру». Брюхо машины над башкой, а ступенька примерно 80-100 см над водой. Плавать под брюхом рокочущей машины как-то некомфортно. Впечатление, такое, что вот-вот придавит тебя. Поэтому все и плавали в сторонке. Но оказалось, что впечатление-впечатлением, а вот до ступеньки из воды достать не получается. Сначала смешки-смехавочки. Вроде игры «достань ступеньку». Каждому казалось- товарищи придуряются и для хохмы и изображают, что чуть-чуть не достают. Вскоре все убедились, что «чуть-чуть» это 10-20 см. И они не преодолимы. Накинулись на десантника Андрюху, который второго пилота с борта в воду стянул. Андрюха, морально взвинченный свалившейся ответственностью, пошел на рекордный дельфиний выскок. То ли волна ему помогла, то ли вертолет подсадило чуток, но в момент броска все увидели- достанет…
Вы электростатику учили? Так вот, в момент, когда рука Андрюхи пошла на захват- искрануло между рукой и ступенькой так, что Андрей чуть сознание не потерял и более попыток не делал. А все остальные в выпрыгивании из воды были слабаками. Может от страха перед электростатикой. Потом и водичкой на вертолет брызгали, разряжали, но такого вымаха, как у Андрюхи не получалось.
Командир- он и в озере командир. Быстро осознал, что ситуация серьезная. Нырнул ко дну. И показалось ему, что не глубоко. Приказал строить пирамиду. Не получилось. Пока искали под водой «нижестоящего», тот уже пузыри начинал пускать. В панике дело до конца не довели. Как потом оказалось глубина в том месте была ерундовая и можно было достичь результата. Тогда командир виноватого Андрюху отправил на берег сделать из молодого чапыжника «деревянный крюк». Тот одолел сотню метров до берега быстро. Сунулся в кусты и попытался выломать из растущего чапыжника рогулину. Голыми руками оказалось не просто. Время и страх похлестывали. Тут еще и комары подключились. Около воды они всегда очень ярые и серьезные. И тут рядом с кустарником попалась готовая рагулина. Как раз метра полтора длиной и на конце отросток в форме крюка. Сухая. Беленькая. Уже без коры. Схватил и в воду. Задыхаясь от усталости, подплыл под вертолет. Зацепил за ступеньку- все нормально. Только сил у Андрюхи осталось мало и командир решил сам подтянуться из воды. Летчики у нас тогда все элитные были. Одно слово- гвардейцы. Здоровые и упитанные. Однако, это и была вторая ошибка командира. Наверное, если бы подтягивался второй пилот, то все бы прошло, как надо. Под нагрузкой рагулина подломилась, а командир плюхнулся практически со ступеньки…
Неожиданный рывок в 90 летчицких килограмм был замечен автопилотом. Система отработала неожиданную нагрузку, но «восьмера» застабилизировалась над озером уже метрах на 10-12. Командир взревел на Андрюху: «Ты какого … сухару гнилую сюда тащил?», а потом похоронным голосом :«Писец, ребята! Все на берег». На берегу их ждали комары. .. По расчетам керосин должен был кончиться часа через полтора. . полтора часа- это 90 минут. Изначально все были в полном параличе. Чью-то фразу «Только веревка поможет…» командир воспринял буквально и лично обежал все озеро в надежде, что бог поможет найти какие-нибудь остатки рыбацких сетей, но берег был абсолютно пуст. Более идей достать «борт» не было. Да и какие могут быть идеи, когда тебя жрут комары, а на тебе только трусы. У кого- черные, у кого- темно-синие. Других тогда не производили. Только отмахивайся… Командир, правда в плавках был. Импортных. Синтетика. Отрабатывая керосин, вертолет висел над озером целую вечность. Чья-то шутка: “Так рождаются летучие голландцы” была похоронена дружными ненавидящими взглядами. Часов водонепроницаемых народ тогда не носил и висение вертолета продолжалось до всеобщей истерики. Потом хлопок турбины. Крен. Брызги до неба. Хруст хвостовой балки. Кусок лопасти винта высек по озерной глади «блины» и выскочил на берег неподалеку от экипажа. А машина еще раньше сделала кульбит, выпузырила воздух через открытую дверь, показала свои черные дутики и затонула минут в пять.
И что удивительно- сколько ребята не ныряли, но до вертолета не достали. Потом оказалось- угодил он аккурат в единственную карстовую воронку (остатки восьмерки через месяц выуживали потом Ми-10). Если уж не везет, то этот процесс очень часто затягивается. Ни одежды, ни оружия, ни бортпайков, ни радиомаяка- все сгинуло. Двое суток ныряли. Ни-че-го… Ждали спасателей. Ни-ко-го… Наплевав на все предписания, оставаться на месте авиакатастрофы, пошли по ручью-речушке к ближайшей деревушке.Что такое 80 км по тайге в одних трусах, без обуви даже бывалые люди представить не могут. Комары мужиков свели с ума. Страдания были по полной программе.
К счастью все остались живы. Догадались сделать чуни из бересты. Питались голубикой и хариусами, которых тягали петлей, сделанной из нити командирских единственных и неповтормых плавок. Вышли ободранные, в кровяной коросте, ноги вдрызг. Экипаж из летно-подъемного состава вытурили.
fed-nos.pisem.net