ЛЕЙТЕС

ЛЕЙТЕС Натан Семенович (р. 1918) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. — докт. дис. на тему: &quot

;Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей". С 1965 по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В.Д. Небылицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973—78). С 1986 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время — гл. н. с. лаборатории Теории и истории психологии ПИ РАО. В работах "Об умственной одаренности" (1960), "Умственные способности и возраст" (1971), "Способности и одаренность в детские годы" (1984) Л. проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие "возрастная одаренность". В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей.

Другое направление исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии (&quot

;Опыт психологической характеристики темперамента", 1956), так же как изучение феномена "последействия" на основе разработанной им оригинальной методики "двигательного последействия". Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта ("К вопросу о динамической стороне психической активности", 1977) и особенностей развития одаренности в детстве ("К проблеме сензитивных периодов психического развития человека", 1978, "Ранние проявления одаренности", 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в книгах "Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды", 1997; "Возрастная одаренность школьников", 2000.

Под ред. Л. и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов "Психология одаренности детей и подростков", 1996, 2000.

Т.Д. Марцинковская

Оставьте комментарий