ЛАНГЕ

ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858—1921) — известный российский психолог, один из основателей "экспериментальной психологии" в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884—1886 гг. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В.

Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. — магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. — профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое "ощущение", по Л., начинается с "простого толчка" в сознании ("что-то случилось"), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот "общий закон перцепции" — результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие ("Механизм внимания" / "Русская школа", № 1, 1891; "Психологические исследования. Закон перцепции.

Теории волевого внимания".Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал волю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т. е. сознательная сторона волевого процесса — сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. "Вопросы философии и психологии"; кн. 4, 1890).

Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал "рефлекторную концепцию психики", продолжая тем самым линию И.М.

Сеченова.

Среди функций психического основополагающей считал "круговую реакцию" — то, что мы сейчас называем "обратной связью", включающую, с одной стороны, центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны — центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не биологизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900—1904 гг. Л. — председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы.

Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык "Первую аналитику Аристотеля" (1894.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности "противогосударственных партий" был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре "Грант" (автор статей "Вера", "Воля", "Внимание", "Душа", "Гоббс", "Гегель", "Гюйо" и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: "Психология.

Итоги науки в теории и практике", впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: "История нравственных идей XIX в.", т 1., ч. 1, Спб., 1889; "Душа ребенка в первые годы жизни", Спб., 1892; "Великие мыслители XIX века, Одесса, 1907; "Логика", Казань, 1912; "Теория В. Вундта о начале мифа", Одесса, 1912.

А.В.

Петровский, С.А. Цветков

Оставьте комментарий