Лакан Жак
Лакан Жак (1901-1981) – французский исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа.
Начав свою карьеру как практикующий врач, Лакан в 30-е гг. серьезно изучает философию, психологию, эстетику, искусство, литературуру. Итогом его стремлений синтезировать медицинское и гуманитарное знание явилась докторская диссертация О параноическом психозе и его отношении к личности (1932. С сер. 30-х гг.
Лакан посвящает себя педагогической деятельности.Научный авторитет Лакан связан с новым – структуралистским – направлением психоаналитических исследований, начало которому было положено им в сер. 50-х гг. Он вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, наметил новые перспективы исследований, возглавил влиятельную научную школу, не распавшуюся и после его смерти.
Лакан исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Задача структурного психоанализа – восстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса. Развивая ставшие традиционными для нео- и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Лакан выстраивает оригинальную концепцию его денатурации, дебиологизации. Он закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной пульсации. Идея эта активно развивается его последователями, термин пульсация – один из ключевых для постфрейдистской эстетики.
Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовывать пульсации в произведении искусства и др. явления культуры. Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку, и именно в этом смысле следует понимать слова Лакан, что бессознательное – это язык: речь идет не только о лингвистическом понимании языка на символическом уровне, но и о языке пульсаций на более низком уровне воображаемого, где психология и физиология еще слиты воедино.
Еще одна оригинальная черта методологии Лакан связана с концепцией сновидений. В отличие от классического фрейдизма, он распространил законы сновидений на период бодрствования, что дало основания его последователям (напр., Мецу) трактовать художественный процесс как сон наяву. Сон и явь сближены на том основании, что в них пульсируют бессознательные желания, подобные миражам и фантомам. Реальность воспринимается во сне как образ, отраженный в зеркале.
Психоанализ реальности позволяет разуму объяснить любой поступок, и одно это уже оправдывает существование сознания. Однако сон сильнее реальности, так как он позволяет осуществить тотальное оправдание на уровне бессознательного, вытеснить трагическое при помощи символического, превратить субъект в пешку, а объект – в мираж, узнаваемый лишь по его названию, при помощи речи. Лакан разделяет традиционную структуралистскую концепцию первичности языка, способного смягчить страсти путем вербализации желания и регулировать общественных отношения.