Целью данной статья является дать ответ на следующий вопрос: «Как пребывание в лагере может помочь подрастающему ребенку?», на примере образовательной программы Хаглар.
Уже давно не является секретом тот факт, что школьная система образования хоть и является основной, тем не менее, не может удовлетворить в полной мере потребности в обучение как детей, так и их родителей. Именно поэтому на данный момент широко развивается так называемая система дополнительного образования, зачастую на коммерческой основе.
Тезис, что образование должно быть бесплатным уходить в прошлое, бесплатно бывает лишь сыр в мышеловке. Зачастую школа и является той мышеловкой, в которую попадают наши дети. Лишь несколько школ сейчас стараются перестроить свою систему обучения, чтобы восполнить недостающие пробелы в образование детей, большинство же вынуждено следовать старым догматам в обучение, где ребенок должен, а преподаватель – может. В такой системе невозможно вырастить свободного человека. В данной ситуации, на мой взгляд, может помочь именно система пребывания ребенка в ситуации, где отношения «Не хочешь – заставим» не работают. Одним из таких мест может оказаться и детский лагерь.
Речь о том, как правильно выбирать детский лагерь пойдет в другой статье. Я же постараюсь рассмотреть идеальный вариант.
Каким же навыкам может научить детский лагерь?
Социальные навыки. С самого первого дня пребывания в лагере, ребенок попадает в чужую для него среду, к которой ему придется адаптироваться. Дети разделяются на отряды – команды, которые в течение смены будут жить по тем правилам, которым установят от части они сами, от части вожатые. Отряд является хорошим вызовом для испытания адаптивных и социальных навыков ребенка. В отряде, как правило, дети разделяются на 4 категории: активные, пассивные, лидер аутсайдеры. Активные дети готовы принимать участия во всех лагерных мероприятиях и открыты к работе в команде. Пассивные, будут все это делать, если им помогут адаптироваться вожатые и убедят, что это интересно. Лидеры сплачивают вокруг себя других ребят и являются помощниками вожатых. Аутсайдеры – это те дети, чьи адаптивные навыки находятся на низком уровне. В течение длинных смен дети часто переходят из одной категории в другую, лидеры устают и просто становятся активными, пассивные к середине смены становятся активными, а аутсайдеров вожатые подтягивают к общей команде, повышая их социальные и адаптивные навыки путем разъяснительных бесед как с глазу на глаз, так и в отряде. Таким образом, все дети попробуют как минимум 2 социальные роли.
Коммуникативные навыки. Школа – замкнутая система, где через несколько лет все ребята достаточно друг друга узнают и коммуникация притупляется. В лагере же почти все друг друга не знают, что является хорошей платформой для тренировки коммуникативных навыков – налаживание знакомств, приобретение новых друзей, расширение мировоззрения и т.д. Ребенок начинает понимать, в каком большем мире он живет, и сколько еще бывает разных людей, с которыми приходится общаться по-разному.
Самостоятельность. Одним из важных факторов в лагере является то, что рядом нет родителей и, волей неволей, приходится многие вопросы, которые раньше за ребенка решали родители, решать самому. Вожатый, конечно всегда рядом, но у него помимо отдельного ребенка есть еще от 20-30 человек. Вожатый только устанавливает нормы совместного проживания, а все остальные вопросы ребенок учится решать сам, что, безусловно, развивает его как самостоятельную личность.
Творческое мышление. Если вспомнить школу, то мы всегда знали, что если есть вопрос, то на него всегда есть правильный ответ, а все остальные неправильные. В лагере же дела обстоят по-другому. В течение смены детям предлагается множество задач, которые они должны решить – игры по станциям с разнообразными заданиями, капустники, КВН, интеллектуальные игры и многое другое, где нет единого правильного ответа. И ребята вместе с вожатыми пытаются творчески подойти к каждому заданию и решить его по-своему – именно это и является соревновательным моментом в жизни любого лагеря. Это учит детей мыслить более широко, нежели «Да или нет», «Правильно или неправильно».
Жизненный опыт. Имея возможность каждый день созерцать множество других людей, которые проживают свою жизнь по-своему, у ребенка есть шанс собрать большую базу данных человеческих отношений, выраженную в опыте. Частыми темами для разговоров становятся вопросы дружбы, ответственности, любви и взаимоотношений между людьми в общем смысле. И, сидя, в своих комнатах ребята постигают этот мир через общение, которого они бывают лишены в буднях города.
Иностранные языки. Если вы выбрали лингвистический лагерь, то задачей большинства из них является снятие «Языкового барьера» – это явление, когда ребенок знает, а сказать не может. Во многих школах детей хорошо учат языку, но совсем не учат, что с ним потом делать. «Теория без практики слепа, а практика без теории глупа» в нашей программе, мы как раз даем возможность детям в среде, где не ставят оценке, не говорят, что ты неправ, пообщаться на другом языке, почувствовать, как это бывает здорово и что бояться совершенно нечего. Как этого мы достигаем в своей программе речь пойдет в статье «Проектная работа на иностранном языке»
Таким образом, всего за несколько дней Ваш ребенок привозит огромный багаж знаний, эмоций, впечатлений и воспоминаний. Ваша работа лишь сесть и несколько часов уделить ему внимательно его, слушая, это будет являться закрепляющим моментом всего того, что он узнал об этом сложном мире.
источник http://www.haglar.ru