КУЛИ

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929) – американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете (с 1907 – профессор), в 1918 – президент Американского социологического общества. Основные сочинения: “Человеческая природа и социальный порядок” (1902); “Социальная организация” (1909); “Социальный процесс” (1918); “Социологическая теория и социальное исследование” (1930) и др. Испытал влияние идей Конта (см.), Спенсера (см.), Ч. Дарвина, Уорда (см.), Гиддингса (см.), У.

Джемса. Считается прямым предшественником символического интеракционизма. Согласно К., человек и общество есть аспекты органического единства – “человеческой жизни”, вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. По К., человеческое познание имеет две формы: познание объектов на основе чувственного восприятия (пространственное, или материальное) и познание на основе контактов с сознанием других людей через коммуникацию (личностное, или социальное).

Социальное познание, по К., предполагает интерпретацию видимого поведения в соответствии с представлением о внутренних процессах сознания. Соответственно взаимодействие личностей трактуется как отношение между представлением о партнере по коммуникации и индивидуальным самосознанием, а общество – как отношения между “идеями личностей”. Индивидуальное сознание, по К., является воплощением той части общества, к которой принадлежит индивид. Развитие личности, согласно К., начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения, “чувства моего”.

В ходе социализации “чувство моего” развивается и дифференцируется, разбиваясь на бесчисленное множество самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений (образов), трансформирующих самоощущения индивида в “социальные чувства” (любовь, сочувствие и т.д.), являющиеся основой социальной организации. Человеческое “Я”, “самость”, по К., есть наиболее сосредоточенная, энергичная и сплоченная часть сознания. Те представления о собственном “Я”, которые индивид усматривает в сознании других людей, К. называет “представлениями представлений”. “Я” взрослого человека всегда предполагает социальную жизнь и отношение к другим людям, общение с ними и формирование “представлений представлений”. К. связывал формирование человеческого “Я” с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению деятеля, он производит на окружающих (теория “зеркального Я”). Согласно теории “зеркального Я”, представление человека о самом себе включает: представление о том, как человек выглядит в глазах “другого”; представление о том, как “другой” оценивает этот образ; вытекающее отсюда самоощущение, например, гордость или унижение.

Человеческую природу К. трактует как социальную, групповую, представляющую всеобщую сумму социальных чувств, норм, установок, ценностей. Универсальный фундамент человеческой природы закладывается, по К., в рамках первичной группы.

Первичные группы (семья, соседство, община) характеризуются устойчивостью, непосредственностью, неформальностью взаимоотношений. Их первичность связана с ролью в процессе социализации, а также со структурообразующим характером в рамках более крупных социальных общностей. Во вторичных группах, напротив, действуют формализованные, безличные отношения. Ко вторичным группам К. относил нации, классы, партии. Изменение места первичных групп в системе общественных связей и отношений, по К., провоцирует глубокие социальные сдвиги. Так, К. негативно оценивал процесс урбанизации, ведущий к распаду первичных групп и утрате человеком своей идентичности. Творчество К. оказало влияние на развитие общественных дисциплин. Теория “зеркального Я” и концепция первичных групп были восприняты социальной психологией и микросоциологией. Понятийный аппарат, представления о роли коммуникации в общественной жизни, составлявшие предметную область научной деятельности К., повлияли на

Дж.Г. Мида (см.) и У. Томаса (см.).

М.Н. Мазаник

Оставьте комментарий