Кубаба
Кубаба (клинописи. Ku-ba-ba, иероглиф, лувийск. Ku-KUBABA-pa-pa, в выполненной древнесемитским письмом малоазиатской надписи — квв, фригийск.
Kυβήβή), в лувийской и хурритской мифологиях богиня. Во 2-м тысячелетии до н. э. К. поклонялись как местному божеству города Кархемиш (Северная Сирия).
Наиболее раннее упоминание К. в Северной Сирии содержится в надписи первой половины 2-го тысячелетия до н. э., где названо лувийское имя её жрицы. В староассирийских документах из Малой Азии начала 2-го тысячелетия до н. э. есть указания на должность евнуха-жреца (аккад.
Китчит) богини К. Предполагается связь К. с сирийским сакральным евнухом-жрецом Koμβαβoς. Гипотеза У. Олбрайта о происхождении имени К. из древнемесопотамского Kú. Baba («священная Баба») не получила общего признания.
Увеличение хурритского влияния на хеттскую мифологию привело во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. к включению К. в число основных божеств хеттского пантеона [новохеттский (XII в. до н. э.) список богов столицы хеттов города Хаттусаса]. После падения Хеттского царства (начало XII в. до н. э.) К. почиталась в области Хаттусаса (заселённой фригийцами) как Кубебе-Кибела, главное женское божество (Великая мать) фригийского пантеона и была заимствована позднейшей греческой эллинистической мифологией (Кибела).В иероглифических лувийских надписях начала 1-го тысячелетия до н. э. из Северной Сирии и южной Малой Азии К. — в числе главных лувийских божеств и ее изображения упоминаются чрезвычайно часто; в надписи IX в. до н. э. из Кархемиша сообщается, что правитель Катувас возродил в этом городе культ К. Кубаба упоминается и в ассирийских текстах рубежа 1—2-го тысячелетия до н. э.
Изображения К. и позднейшей Кибелы, сидящей на троне между двух львов, продолжают традиции древнемалоазийского культа богини плодородия, восходящие к культуре Чатал-Хююка 6-го тысячелетия до н. э.
Литература
:
Струве В. В., Иштарь-Исольда в древневосточной мифологии, в сборнике: Тристан и Исольда, Л., 1932;
Albright W. F., The Anatolian Goddess Kubaba, «Archiv für Orientforschung», 1928—1929; Bd 5;
его же, From the stone age to Christianity. Monotheism and the historical process, Bait., 1940; p. 325;
его же. History, archaeology and Christian humanism, N. Y., 1964; p. 148;
Laroche E., Koubaba, déesse anatolienne et le problème des origines de Cybèle, в сборнике: Eléments orientaux dans la religion grecque ancienne, P., 1960;
Gurney O. R., Some aspects of Hittite religion, L., 1977 (The Schweich lectures), Oxf., 1977;
Meriggi P., Manuale di eteo geroglifico, pt 2—Testi, seria 2—3, Roma, 1975 (Incunabula graeca, v. 15);
Benveniste E., La legende de Kombabos, в сборнике: Mélanges syriens offerts a R. Dussaud, v. 1, P., 1939.