Кому невыгодны успехи ваших детей
В наших головах до сих пор крепко сидит мысль о том, что государство стоит на страже наших интересов. Государство поможет. Государство позаботится о нас. Очень полезная советская установка. Установка, сформированная через государственные каналы коммуникации. Такая вот ирония. Но почему-то мало у кого возникает мысль о том, кем и зачем эта установка сформирована и как она отражается на нашей жизни.
Мы до сих пор уповаем на пенсионные копейки, обещанные нам великим и могучим государством за 50 лет каждодневной работы. И держимся за них, создавая иллюзию защищенности.
Такова одна из фундаментальных человеческих потребностей по пирамиде Абрахама Маслоу – потребность в безопасности (это и стабильность, и экономические ресурсы, и защита, даже зависимость, порядок, закон, свобода от страха, беспокойства и хаоса).
Так и цепляется человечишко – на страх и инстинкт. “Нищие молятся, молятся на… то, что их нищета гарантирована…”
А в нашей стране разве можно полностью полагаться на кого-то? Да в той же банальной, “тупой”, “враждебной”, “наглой” Америке пособие по безработице составляет $ 2 000. А у нас? У нас от $ 28 до $ 166 (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год”). При одинаковом, а во многом и более высоком уровне цен.
И сейчас тем более люди сталкиваются с тем, что даже их честно заработанные копейки уже не гарантированы, а пенсия передается на попечение ПИФов и каких-то еще непонятных негосударственных организаций, начинается тихая паника. Государство перестает ухаживать за своими винтиками. Даже на том минимальном уровне, какой был раньше.
Но человек существо иррациональное. Он по-прежнему продолжает надеяться и верить, что все наладится…
К чему этот разговор в журнале об образовании? Ну вообще-то тут прослеживается прямая связь. Ведь как формируется психика человека, откуда берутся модели его поведения? Через образование, начиная с раннего развития ребенка, общения со сверстниками и взрослыми, учителями и с окружающим миром в целом.
И уже с ранних лет мы неосознанно делаем из свободного человека часть структуры, удобную обществу. Как все это формируется? Очень просто. Из мелочей. Ползать туда нельзя, это трогать не надо, это кака, ее брось. Нельзя ничего. Ребенок уже приучается играть по чужим правилам. Делать строго то, что кто-то разрешил.
Разбитые чашки, запачканные штаны, порванные рубашки вызывают недовольство. В подсознании ребенка закрепляется мысль: я не имею права на ошибку. Я плохой и неуклюжий. Мама ругается, значит, не любит меня.
В садиках и школе – все та же игра по чужим правилам. Надо 40 минут сидеть за партой и делать вид, что тебе интересно. Хотя в этом “школьном” возрасте для детей нет ничего сложнее, чем усидеть на месте и тем более удерживать свое внимание на одном предмете так долго. И задачки все имеют одно верное решение, которое тебе рассказал учитель. А что ты сам думаешь по этому поводу, никого не интересует.
Устанавливать свои правила, выбирать, создавать никто не научил. Нет, не так. Наоборот отучили. Все идеи и порывы ребенка воспринимают как детский неосознанный и неважный лепет. А потом что, из этого забитого существа должен вырасти лидер? Или человек, отвечающий за качество своей жизни? Человек, способный к анализу? Ха-ха.
Так и вырастает винтик. Человек, который перекладывает ответственность за свою жизнь на государство, начальство, чиновников, на кого угодно.
А теперь подумайте. Если нам с вами уже сейчас сложно полностью довериться государству и чувствовать себя при этом защищено, как будут жить наши дети? Все эти социальные гарантии, на которые мы привыкли рассчитывать в советское время, отмирают вместе с ним.
Наш мир меняется, господа. И как ни страшно это осознавать, нам придется учиться выживать в новых условиях. Раньше государству было выгодно выращивать наемных работников, не умеющих искать свои пути решения задачи. И за свой тупой физический труд они получали чувство защищенности и какие-то гарантии.
Сейчас такие люди больше не нужны. Посмотрите, раньше проще было найти работу по рабочей специальности. Но сейчас ручной труд все менее востребован. Быстро меняются технологии, все больше ручных процессов становится автоматизированными.
27 августа 2009 года премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о проведении в России эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в течение ближайших 5 лет.
Смысл эксперимента в том, чтобы приравнять некоторые специальности техникумов и ПТУ к высшему образованию. Дело в том, что большинство рабочих специальностей, требующих раньше лишь физического труда, теперь все более связаны с высокими технологиями.
Директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко объясняет реформу так: “Если раньше сталевар – это был тот, кто ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь сталевар это тот, кто сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии”.
Вот так. Те, кто успеет подтянуть свой уровень знаний до необходимого, сможет найти место в новом мире. А если нет?
Каждый теперь сам за себя. И это не обвинение свойств жестокого общества. Это реальность. Мы начинаем век индивидуалистов.
А воспитание наших детей до сих пор остается таким как раньше. Здесь имеется в виду основное, школьное и дошкольное развитие ребенка, когда закладываются самые основы мировоззрения. И это может стать трагедией для детей с таким “устаревшим” взглядом на мир.
Конечно, в современном обществе есть альтернатива такому “государственному” воспитанию, и в этом наши дети гораздо счастливее нас. Правда, далеко не всегда благие намерения создателей этих систем доходят до нас в своем первозданном виде, многие из них искажены. Пока такие альтернативные методы воспитания запрещаются или просто не поддерживаются государством (что естественно) и соответственно энтузиастам и последователям системы сложно выжить хотя бы в финансовом плане.
Например, система воспитания Марии Монтессори до сих пор не нашла государственной поддержки в России. Этой методике воспитания уже более ста лет. А русские чиновники до сих пор не готовы принять ее! В 30-х годах был закрыт первый монтессорианский детский сад, созданный единственным педагогом, лично обучавшимся у Монтессори, Юлией Фаусек. Более того, методика была запрещена как слишком индивидуализированная. Правильно, ведь по этой методике воспитывают личность, а не винтик, не слепого наемного работника, который всегда был нужен в нашей стране. Человек, мыслящий свободно, неудобен и неуправляем, не вписывается в систему. Зачем он нужен государству?
Даже в 90-е годы, когда возникла новая волна интереса к этой методике, многие монтессорианские детские сады и школы были закрыты. Опять они не вписывались в общепринятые “нормы”.
И по сей день эта методика применяется у нас неофициально и у ее последователей возникает тысяча и одна проблема с тем, как же обустроить действительно удобную среду для развития ребенка и при этом еще и с голоду не умереть.
Монтессорианская система приведена в пример не потому что она единственная и самая лучшая, нет (хотя в целом она очень хороша). На данный момент достаточно много методик развития детей всех возрастов и у каждого из вас есть выбор.
Однако мы хотим, чтобы наши читатели понимали, где корни той ситуации, в которую сейчас попали миллионы людей, и не воспитывали своих детей рабами системы. Ведь ясно мыслящий человек всегда сможет найти достойное место в любом обществе с любым государственным устройством.