Кому мы молимся?
Ирена Ашер, Интернет газета Каббала миру
Что такое молитва? – это просьба о невозможном, что может только Творец, иначе зачем же ты к Нему обращаешься, а значит о противоестественном, т.е. о изменении себя из жителя этого мира, эгоиста, в жителя высшего мира, альтруиста, хотя ты по-своему же мнению, этого не заслуживаешь. Иную молитву Творец не слышит, потому что Он – отдача и любовь и только об этом можно Его просить. Нас в этом должна убедить вся история человечества – Бога (которого просят обо всем) нет! Есть Творец – которого просят только о исправлении своего эгоизма. Михаэль Лайтман
\”Моему Сашке было четыре годика, когда он попал в реанимацию. Я с трудом понимаю, как я пережила этот кошмар. Ему стало плохо – вдруг, что называется, на пустом месте, без каких-либо видимых на то причин. Состояние ухудшалось, врачи не знали что делать, а я… Я начала лихорадочно вспоминать, что люди делают в таких ситуациях. Кажется, они молятся. Но как? Кому? Что надо делать?!
Мое сердце, казалось, разорвется от желания изменить ситуацию. И я начала молиться. Я понимала, что судьба желает от меня что-то. Я понимала, что причина происходящего – во мне, и я молилась впервые в жизни о том, чтобы со мной сделали то, что нужно, чтобы я изменилась так, как от меня хотят. Мой сын остался жить\”. (Из воспоминаний знакомой)
Несомненно, в человеке существует потребность в обращении к кому-то, кого можно было бы назвать Судьбой или Всевышним. К тому, кто мог бы изменить ситуацию, кто мог бы дать чувство уверенности и надежды. Степень страданий, которые человек способен выдержать, определяет время, когда он все-таки обращается в свое \”никуда\”, лишь бы ситуация изменилась.
В последнее время феномен религиозности все больше обращает на себя внимание исследователей. Предпосылками к поиску научных объяснений молитвы и религии стали современные научные открытия в области нейробиологии и психологии.
Эксперименты подтвердили, что и за религиозным \”опытом\” стоят не более чем физиологические и психологические аспекты человеческого мировосприятия. То есть человеческое представление о Боге – не более чем продукт функционирования человеческого мозга.
Французский антрополог Паскаль Буайе предположил, что религиозность является побочным продуктом эволюции. Известно, что человеческая психика имеет специфическую черту – возможность устанавливать \”социальный контакт\” с лицами, в данный момент отсутствующими.
Это позволяет детям выработать систему самоконтроля в отсутствии родителей и помогает самоорганизации подчиненных в отсутствии руководителя. Эта черта и создает предпосылки для формирования образа Бога.
По мнению Паскаля Буайе, единственное, что нужно для появления веры в сверхъестественные существа – это нормальный человеческий мозг, обрабатывающий информацию самым естественным образом.
Ричард Доукинз (автор знаменитого бестселлера \”Бог как иллюзия\”) предположил, что идея Бога – это нечто вроде вируса, распространяющаяся по принципу \”писем счастья\”: \”Кто разошлет это письмо десяти своим друзьям, у того сбудется самая заветная мечта! Кто этого не сделает, того постигнет несчастье!\”
Каббалисты говорят, что человек придумал религию, чтобы \”подсластить\”, сгладить ощущение давления природы, побуждающей все живые существа развиваться. Человек, стоящий на вершине пирамиды эволюции, естественным образом ощущает наибольшее давление.
Гонимый внутренней программой к изучению, анализу и синтезу открывающейся информации о мире, человек вынужден задействовать все большие потенциалы своего организма, чтобы привести все имеющиеся данные к некому единству.
В свое время Исаак Ньютон сделал грандиозное открытие, равносильное прорыву человечества на новый уровень существования – он описал формулу гравитации, т.е. открыл закон притяжения, что позволило объединить два мира: знаменитое яблоко, упавшее ему на голову, и Луну, удерживаемую Землей на орбите.
Работы Альберта Эйнштейна подтолкнули человечество на еще один уровень осознания единства. Однако он так и не смог осуществить свою мечту – вывести Единую теорию поля. Закон существования мироздания, объединяющий все сразу, не был им раскрыт.
В каббалистических трудах глобальный закон, который словно матрицей или сеткой удерживает Вселенную, является закон альтруизма – абсолютной безоговорочной отдачи. Каббалистический \”Творец\” требует научного исследования, которое приводит исследователя к раскрытию закона единства.
Известный астроном Карл Саган однажды сказал: \”… если под \”богом\” подразумеваются физические законы Вселенной, то, безусловно, такой бог есть. Этот бог не удовлетворяет человеческие эмоциональные потребности… молиться закону всемирного тяготения глупо\”.
Однако обратиться к изучению Творца – закона отдачи, альтруизма нас подталкивает сама природа. Желание и самостоятельные шаги к саморазвитию и будут той молитвой, которую никто не сможет назвать глупой.
12.02.