Комплексные и интегрированные методики ознакомления дошкольников с природой

Большая часть методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста до сих пор придерживается негласного правила – “один предмет – одно занятие”. Воспитатели или родители рассказывая ребенку о каком-то явлении, как правило, не пытаются закрепить полученные знания с помощью временного переключения внимания с самого предмета на комплекс явлений, характерный для объекта познания. Есть хорошая поговорка – “за деревьями леса не видно”, которой этот подход к обучению и воспитанию описывается лучше всего. Грамотный педагог никогда не будет выдергивать предмет из контекста, рассказывая, скажем, о “рыбе” без контекста “океан, море или река”, да еще одновременно не закрепляя полученные ребенком знания с помощью параллельного развития речи, памяти, мелкой моторики пальцев в ходе комплексного занятия. Дети, получая информацию от педагога, одновременно могут заниматься аппликацией, рисованием, конструированием или лепкой на ту же тему, что многократно усиливает эффект усвоения полученного материала.
Рассмотрим пример работы с детьми на тему ознакомления с природой.
Работу с детьми можно разделить на 4 этапа:
1. Формирование представления про живой организм.
2. Усвоение зависимости живого организма от окружающей его среды, систематизация полученных знаний.
3. Осмысление свойств живого организма удовлетворять жизненно необходимые потребности за счет других живых существ. В том числе и человек, удовлетворить свои потребности как живого организма может только благодаря природе.
4. Формирование мотива экологически-целесообразного поведения.
5. Закрепление полученных знаний на навыков с помощью лепки, аппликации, конструирования из бумаги или подручных материалов, разучивания стихотворений, прослушивания музыкальных произведений.
За период дошкольного детства взаимодействие с природным окружением меняется: от субъективно-прагматичного отношения к растениям и животным (можно ли употреблять в пищу, полезное или вредное, красивое или нет) до гуманного взаимодействия:
– различение природного и рукотворного;
– различение состояний растений и животных – здорового и бедствующего;
– забота об обитателях ближайшего природного окружения (кормление птиц, выращивание растений);
– проявление интереса к труду в природе, оказание посильной помощи для создания благоприятных условий для растений животных, чистоты окружающей среды;
– соблюдение правил природопользования – понимание того, что природные условия (свет, тепло, чистый воздух, вода, грунт), растения, животные, люди – это Природа, живой организм.
Результатом данной работы являются следующие показатели:
1. Дети ориентируются в богатой и разнообразной флоре и фауне. Различают наиболее распространенные растения и животных. Умеют систематизировать их в группы (насекомые, травы, моллюски, грызуны и т. п.). Знают названия, способ питания и размножения, среду обитания, интересные особенности, значение для растений, животных и человека.
2. Дети проявляют интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь.
3. Дети отображают природоведческую деятельность в других видах детской деятельности (изобразительной, игровой, речевой, трудовой).
4. Дети проявляют заинтересованность в практических действиях (наблюдения, опыты и эксперименты, уход за природными объектами, противостояние тем, кто вредит природе).
5. Дети владеют моральными нормами гуманного взаимодействия с природой. Стремятся заботиться о чистоте природного окружения.
6. Дети умеют видеть красоту природы и пытаются передавать свои впечатления (словами, изодеятельностью, движениями).
7. Дети проявляют познавательную активность во всех видах организованной деятельности, направленной на усвоение программного материала, интерес к способам достижения результата, наблюдательность.

Оставьте комментарий