КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ

Когнитивного диссонанса теория [лат. cognitio — познавание и лат. dissonans — нестройно звучащий] — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т.д.). Исходное положение К. д. т.: диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Позднее Л. Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора.

Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. В 70-е гг. "диссонансные эффекты" были переосмыслены рядом исследователей в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем.

Л.А. Карпенко

Оставьте комментарий